Издательский Совет Русской Православной Церкви: Почерпнуть из сокровищницы... Интервью с директором издательства «Никея» Николаем Бреевым

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Почерпнуть из сокровищницы... Интервью с директором издательства «Никея» Николаем Бреевым 20.02.2012

Почерпнуть из сокровищницы... Интервью с директором издательства «Никея» Николаем Бреевым

Издательство «Никея» очень молодое, однако оно быстро стало известно читающей публике. В чем секрет успеха?

Наши успехи – скорее, первые шаги ребенка. Что помогло нам встать на ноги? С самого начала в нашем стиле работы читатели почувствовали новый взгляд, свежие идеи. Большинство сотрудников «Никеи» – это поколение конца 70-х - начала 80-х годов. Я могу ошибаться, но мне кажется, у нас самый молодой коллектив среди православных книгоиздателей. Многие говорят, что у книг издательства «Никея» есть свое лицо. Это означает, что мы нашли какую-то новую форму, сформированную свежим видением книги и окружающего мира. Другой секрет – в потрясающе дружной, работоспособной и активной команде. Мы все – единомышленники, понимающие, что наше дело – не просто то, чем приятно заниматься, и не просто «книжный бизнес», а идея, миссия. Это влияет на многое – и на отношение к делу, и на атмосферу в издательстве, и на сами книги.

Какие задачи ставит перед собой издательство?

Для нас изначально было очевидно, что развивать еще одно православное издательство без конкретной идеи нет смысла – уже существует довольно много хороших и интересных православных издательств, делающих книги для «своих». Но мы также явно ощущали недостаток изданий, нацеленных на невоцерковленных людей, и практически полное отсутствие православной литературы на светском книжном пространстве России.

Несмотря на то, что я родился в церковной семье, в кругу моего общения есть люди, которые считают себя неверующими. И такие, кто вроде бы и верит, но не считает необходимым участвовать в жизни Церкви. Я чувствовал, что среди них существует как минимум интерес к религии – иногда с целью утвердиться в своей критической позиции, иногда – просто ради «культурного интереса». Я думаю, каждому из нас знаком такой оценивающий «взгляд со стороны», стоит только высказать в светском обществе, что ты – православный. И вот держать ответ о своей вере, своих убеждениях и своем религиозном опыте на понятном и интересном собеседнику уровне зачастую непросто. О том богатстве традиции и смыслов, что содержатся в церковном Предании, в Священном Писании, надо еще уметь рассказать. Конечно, есть вещи духовные, которых не высказать на профанном языке, но это и не наша забота. Нам хотя бы наметить контуры того Царства, о котором говорит Церковь, намекнуть на ту перспективу и на тот Свет, что дают жизнь нашей вере.

Я уверен: такой диалог необходим, диалог на одном языке, чтобы нам понять и услышать друг друга. Диалог со светским миром – он всегда очень тяжело дается православным книгоиздателям. Так возникла идея создания православного издательства, выпускающего литературу для сомневающихся и невоцерковленных, которая была бы широко представлена на светском книжном рынке. Конечно, и для пребывающих в ограде Церкви у нас много книг, они помогают лучше узнать свою веру.

Выход на светский книжный рынок – отдельная непростая задача и отдельный разговор, потому что светские магазины достаточно настороженно относятся к православным книжным проектам. Сложился имеющий основания стереотип, согласно которому православная литература узкоспециализированная, низкого качества, и только в последнее время эти предубеждения начинают постепенно преодолеваться.

Когда зарождалось издательство «Никея», Вы ориентировались на какие-то другие издательства? Были ли какие-то помощники, советчики, учителя в издательском деле?

Да, мы перенимали опыт других, но у нас не было такого наставника именно в книжном деле, который говорил бы, что и как надо делать. Что касается содержания наших книг, то тут мы, безусловно, имеем духовников, всегда испрашиваем мнения священников и квалифицированных специалистов – богословов, историков, филологов.

Какие издательские проекты особенно дороги Вам?

О самых ярких проектах говорить сложно, потому что у каждой книги есть свои плюсы, свои минусы – какая-то больше нравится по оформлению, какая-то по содержанию. Каждая – особенная и дорогая, в каждую вложены силы и душа. Отдельно стоят благотворительные проекты – например, акция «Пасхальная Весть», когда мы печатаем Евангелие и раздаем приходящим в храмы в Великую Субботу людям. Такие проекты самые любимые. Возможность дарить людям нечто нужное и духовно полезное – большая радость.

Есть ли такая книга, которую Вы бы издали по-другому или не издавали вовсе?

Мы все иногда совершаем ошибки, большие или маленькие... Без них уроки усваиваются хуже. Во всяком случае, такого, чтобы отказаться или откреститься от какой-либо книги вовсе – думаю, таких книг нет.

Когда принимается решение об издании той или иной книги, на что вы обращаете внимание?

– Главное – ответить на вопрос: насколько необходима данная книга нашим читателям? Мы не будем издавать книги, которые ничего не дадут читателю ни духовно, ни культурно. Должны быть или познавательный момент, или практический смысл, или эстетика – но эстетика не ради самой себя, а как нечто, переворачивающее душу и изменяющее человека. Конечно, когда мы подходим к новым книжным проектам, мы пытаемся разобраться, кто потенциальный читатель этой книги, принесет ли ему она пользу. Если польза не очевидна, если мы не понимаем, кто наш читатель, обычно мы не берем такие книги и проекты.

Наш выбор — книги со смыслом, которые дают толчок развитию, помогают человеку задуматься, ведут к самосовершенствованию.

А можно вывести некую формулу успеха книги?

Если мы говорим про финансовый успех – то, несомненно, да. С «духовным успехом» сложнее. По моему мнению, сегодня светское общество формирует серьезный запрос на голос извне, на голос честный, свидетельствующий о чем-то действительно истинном. Люди могут не формулировать для себя это как «голос Неба», «голос Церкви». Недостающий элемент могут называть «честностью» и «прозрачностью», потому что общество устало от собственной неправды, его могут называть «свободой» – неосознанно устав от духовной несвободы, потребительства и привязанности к чему-то мелкому. Сейчас очень нужны примеры великих поступков во имя вечных ценностей, именно это может иметь успех. Я думаю, что здесь раскрывается широкое поле для миссии Церкви, в том числе книжной, потому что именно Церковь говорит о той единственно честной Истине, которая может сделать человека свободным и чистым, – о Боге и Его любви к человеку.

Например, в книге о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» показана такая Божественная любовь. Потому ее так фантастически хорошо воспринял светский рынок. Для нас эта книга – хороший сигнал. Люди хотят узнать о Боге и Православии, когда с ними разговаривают на понятном языке и интересно. Главное сейчас для нас – найти верные слова и образы, чтобы передать то, что имеем в своей сокровищнице.

Беседовали Елена Чепенас и Елизавета Меркулова




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru