Издательский Совет Русской Православной Церкви: Евангельский ключ Владимира Вигилянского

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Евангельский ключ Владимира Вигилянского 27.12.2023

Евангельский ключ Владимира Вигилянского

О публицистике лауреата Патриаршей литературной премии 2023 года

Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии в этом году стал настоятель храма мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. 31 мая в кафедральном соборе храма Христа Спасителя в Москве состоялась церемония награждения лауреатов.

Отец Владимир — человек в публицистике неслучайный и заслуженно известный. В 1977 г. окончил отделение критики Литинститута им. Горького. Печатается как критик и публицист с 1969 г. В 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II был рукоположен в сан диакона, а потом иерея. В 2005-2012 гг. руководил пресс-службой Московской Патриархии.
В 2020 г. вышел в свет его объемный том «Русский ключ. Дневник священника», который был отмечен несколькими литературными премиями. В одном интервью о. Владимир дал такие пояснения: «В начале 2015 года я открыл для себя Фейсбук и с тех пор в течение почти шести лет записывал туда свои эссе. Набралось около 1700, и в издательстве Сретенского монастыря вышла книга — 500 эссе. Это жанр дневника с 1 января до 31 декабря, записи разных лет. Над названием я много думал. Ключ в русском языке имеет три значения. Ключ — это источник воды. Ключ — то, чем открывают дверь или сундук. Ключ от шифра или какого-то кода. В название моей книги включены все три значения слова «ключ». Потому что этим ключом я считаю Евангелие, Священное Писание. Это и источник, это и способ открыть что-то закрытое, и способ расшифровать коды нашей цивилизации и нашей истории. Почему именно русский ключ? Потому что русский человек на протяжении тысячи лет — человек на изломе. Он не мог заниматься большей частью своей частной жизнью, потому что вокруг бушевали разделения: монгольское иго, захватнические войны, революции, гражданские войны; это человек, всегда стоящий перед выбором, как ему вести себя во взаимоотношениях с властью, с обстоятельствами. И он выбирал христианскую веру для спасения себя и Отечества. Это то бревнышко или та соломинка, за которую он держался. Потому наша цивилизация и не погибла».
Потомок праведного Алексия Бортсурманского (1762-1848) — священника из села Бортсурманы Нижегородской области — отец Владимир убежден, что православная журналистика — это взгляд на события через Евангелие.
Тем самым он наследует лучшим представителям русской религиозно-философской публицистической мысли — как, скажем, Серебряного века, так и новых времен. Суждения публициста Вигилянского отличаются острым и глубоким фундаментальным взглядом, эрудицией, блестящим владением словом, порой побуждающим вспомнить бунинские «Окаянные дни», «Опавшие листья» Розанова, «Несвоевременные мысли» Горького.
Публицист Вигилянский — неизменно с духовной подсветкой — откликается на актуальные движения русского бытия.
В главке «Ищем смыслы» он пишет: «Сердечно благодарю всех, кто вместе со мной попытался осмыслить феномен Бессмертного полка. Уже тот факт, что в 2015 году количество участников шествия с фотопортретами своих предков в России и за рубежом увеличилось, по меньшей мере, в 10 раз и исчисляется уже десятками миллионов людей, говорит о том, что этот стихийный порыв приобретает, в том числе, и сакральный смысл. Уверен, в ближайшие годы марш Бессмертного полка будет только разрастаться.
Удивлен откровенной предвзятости, озлобленности и откровенной русофобии противников акции — некоторые из них проявили себя как потенциальные полицаи времен войны, готовые расправиться с любым, кто стоит на стороне защиты Отечества. Мне искренне жаль их — через несколько лет все их аргументы рассыплются в прах. …
Чаще всего комментаторы-участники Бессмертного полка отмечали чувство единения, общности, соборности (с нашими родными и с рядом идущими) и радости, ликования от этого чувства. Некоторые говорили о необычайной «энергетике», которой они были заряжены: В таком удивительном акте соединены родовые и духовные вертикали, память личная и общая память Отечества”, “Родовая энергетика формирует коллективное бессознательное, код народной души”». …
Очень близка мне мысль, что наличие Бессмертного полка 9 мая является новым этапом обретения русского национального самосознания: «Бессмертный полк позволил умному, сильному и разворачивающемуся Русскому миру опознать себя и себе подобных».
Интересны рассуждения о том, что Бессмертный полк помогает нам выйти из духовного рабства, душевной и исторической Смуты на пути к «Земле Обетованной». Удивительно такое высказывание: «Как когда-то отцы на руках нас носили, так сегодня и мы их несём на руках».
«Для верующих здесь все понятно — кроме памяти об ушедших родственниках, участниках Великой Отечественной войны, это: 1) символическое воскрешение мертвых, 2) желание сделать их живыми участниками праздника Победы, 3) установление связи с Небом, Царствием Небесным, 4) желание победить атомарность личности, найти смысл в “родословии”, как у Богочеловека (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...). Наверняка еще есть другие глубокие смыслы».
Публицист Вигилянский приоткрывает нам два весьма показательных высказывания середины XIX века, отражающих, так сказать, вековечные европейские грезы о России. Маркса: «В войне с Россией совершенно безразличны мотивы людей, стреляющих в русских, будут ли мотивы черными, красными, золотыми или революционными… Ненависть к русским была и продолжает быть первой революционной страстью». И Энгельса: «Славянские народы Европы — жалкие вымирающие нации, обреченные на уничтожение. По своей сути, процесс этот глубоко прогрессивен. Примитивные славяне, ничего не давшие мировой культуре, будут поглощены передовой цивилизованной германской расой. Всякие же попытки возродить славянство, исходящие из азиатской России, являются “ненаучными” и “антиисторическими”»…
Перечитывая творения, дневники, воззвания св. прав. Иоанна Кронштадтского (1829-1908), о. Владимир сделал заметку о том, что тревожное предчувствие кровавого будущего России мучило святого, который постоянно искал истоки будущих бедствий русского народа и краха государственности.
В его рассуждениях и пророчествах доставалось очень многим: властям, думцам, либералам, интеллигенции, журналистам, а главное — духовенству. «Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. — Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же — по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, — русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны.… Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской — все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования».
Такие книги как «Русский ключ» нам уже пора издавать массовыми тиражами, чтоб они становились настольными в каждой семье России.


Станислав Минаков

Источник



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru