Издательский Совет Русской Православной Церкви: Деревенская жизнь уже ушедших поколений

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Деревенская жизнь уже ушедших поколений 08.11.2023

Деревенская жизнь уже ушедших поколений

О художественном оформлении альманаха «Тюмень – столица деревень». Это издание стало лауреатом конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание».

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.

И. Бродский

«Тюмень – столица деревень» – очередное яркое и значительное издание историко-культурологического и литературно-художественного альманаха «Тобольск и вся Сибирь», который уже на протяжении многих лет выпускает в свет общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Внушительный по объёму четырёхтомник сразу вызвал ассоциацию с четырьмя томами «Войны и мира», увиденными когда-то в школьные годы и внушившими почти ужас от длительности предстоящего чтения. Однако по мере прочтения главы за главой возникало удовлетворение и радость от того, что их осталось ещё много.

Так и четырёхтомник, который можно озаглавить как «ода – деревне», страница за страницей неудержимо вовлекает в своеобразное пространство исторической и художественной памяти. И если в великом романе Толстого «мир», понятый в гораздо более широком аспекте, чем просто отсутствие войны, дан в зеркале военных исторических катаклизмов, то в альманахе «Тюмень – столица деревень» современный мир соотносится со своей духовной первоосновой – Деревней. И, на первый взгляд, чисто «краеведческая» тематика вырастает до уровня общечеловеческих, философских обобщений.

Но анализ богатейшей содержательной части книг – это отдельная тема. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на художественное оформление этого удивительного издания. Здесь каждая деталь продумана до мелочей, здесь всё пронизано символикой. Сама книга, понятая её оформителем – московским художником И. Е. Лукьяновым – как сложный организм, как произведение искусства, вызывает ощущения необыкновенной цельности и художественного совершенства.
Корешки переплёта всех четырёх книг объединены символикой коричневого цвета, олицетворяющего спокойствие и стабильность, традицию и повторяемость. Этот цвет ассоциируется также и с землёй, готовой к севу пашней.

Неспешная цикличность деревенской жизни всегда была соразмерна неизменной чередуемости времен года, что нашло выражение в оформлении лицевых обложек всех четырёх книг фрагментами пейзажей русских живописцев.

Первый том, соотнесённый с идеей Начала, Зачина, Сотворения мира, назван художником «Книгой Весны»: «В этой книге мы начинаем повествование от самого начала, от момента создания мира. Как он устраивался, как люди жили в гармонии с собой и всем, что их окружало…

Это культура наших родов, невыдуманная история жизни. Цветы, трава, деревья созданы Богом, от начала мира и до наших дней сохранили гармонию в первозданном естестве. И в этом буйстве красок я решил искупать всю книгу, запеленать её естественной, Богом данной красотой. В круг – божественную совершенную форму – вписаны картины и фотографии. Гармония круга обрамляется совершенством первозданной формой цветов». Эти замечательные, вдохновенные слова художника о своём художественном замысле могли бы стать великолепным эпиграфом к первой книге, но они, к сожалению, скромно помещены на последней её странице с ремаркой «о дизайне», а ведь отнюдь не каждый читатель обратит на неё внимание.

Хотя в этой авторской скромности можно прочесть и идею смирения. Рассказывая о работе над другой совместной с фондом «Возрождение Тобольска» книгой, а таких книг уже немало, И. Лукьянов пишет: «Многие получившиеся моменты меня завораживают и есть точное понимание присутствия иной творческой энергии в процессе созидания, что сподвигло в выходных данных оставить такую надпись: «Божией милостью, смиренный книжный изограф Иоанн, руку приложил».

Четыре тома альманаха соотнесены также и с четырьмя возрастами человека детство, отрочество, юность и старость, образы которых также представлены на обратной стороне книги. фрагментами картин русских живописцев.

Художнику время подвластно, послушно –
Воскреснут на миг
И юноша с лютней, ребёнок с игрушкой,
С бокалом старик. (И. Губанова)

Так, например, четвёртый – «зимний» – том завершается образом седобородого старика с вопрошающим взглядом, устремлённым вверх. Ярко освещённое лицо старца, выступающее из тьмы фона, словно само излучает свет – свет мудрости и духовного озарения (картина Н. В Розанова «Портрет старика со светлыми глазами»).

Форзацы всех четырёх книг заполнены растительно-цветочным орнаментом, характерным для тюменской домовой росписи, замечательная статья о которой ждёт читателя во втором томе. Этот же орнаментальный мотив, но уже в монохромном варианте, удачно использован в ряде статей и как фон для фотографий.

За «орнаментальной» страницей следует лист красивого, глубокого сине-зелёного цвета. Этот благородный и загадочный цвет «морской волны» (другое название – мурена) символизирует идею начала жизни, зарождающейся в воде, в морской стихии.
В верхней части высветленной вертикальной полосы этого листа белой буквой обозначен номер тома, согласно традиции алфавитной записи чисел с помощью кириллицы на Руси в Х – начале ХVIII веков. А далее – на нескольких красочных разворотах – образы православной веры, которая духовно объединяла русских людей, вносила в их жизнь смысл, определяла её содержание. Фрагменты монументальных композиций – мозаик и фресок, чудотворных икон, книжных миниатюр Феофана Грека, Андрея Рублёва и других изографов дополнены цитатами из Библии.
Следующие за ними развороты – картины, рисующие человека как образ и подобие Бога, столько в них внутреннего достоинства и истинного, непоказного величия. Крестьянские мадонны Венецианова, ангелоподобные отроки Нестерова, просветлённые русские пейзажи Саврасова и Левитана – всё это настраивает душу читателя на возвышенный лад, заставляет его ощутить свою сопричастность всему божественному мирозданию. И завершающие третий том стихи Арсения Тарковского ещё раз акцентируют мысль о величии человека, пусть даже трагическом:

Я человек, я посредине мира.

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звёзд.

Я между ними лёг во весь свой рост.

В красочно-картинных разворотах И. Лукьянов часто использует прием монтажа, сопоставляя и соотнося фрагменты различных произведений, добиваясь этим приёмом новых смысловых оттенков и значений. Так, например, в третьем томе на одном из разворотов слева он помещает изображение царских врат иконостаса, а справа – фигуру спящего пастушка с картины Венецианова.

Севшая на край врат бабочка – символ души человека, вносит многочисленные коннотации в это визуальный образ. Это и мысль о ещё непробуждённой душе, это и символика закрытости для человека райских врат, это и образ русской природы как райской благодати, виднеющейся в оконных проймах божественных ворот, и ещё много других смыслов можно обозначить, рассматривая эту своеобразную художественную «мозаику».

Многочисленные и разнообразные материалы альманаха объединены не только темой русской деревни, но и темой времени. Оформляя книгу, Иван Лукьянов ставил перед собой непростую задачу средствами цвета, ритма, композиционных пропорций передать неуловимую природу времени, его, с одной стороны, непрерывность и линейность, с другой – непредсказуемость его сгущений и «скачкообразности».

«Непрерывное течение мысли между разделами – важно. Начало новой части не дает права остановки или акцентирования в книге. Здесь подчеркиваю непрерывность времени. И, конечно же, озарения – на них то и делаю акцент, иногда чередую по три-четыре разворота поэтических образов кряду, то сгущая до черного фона, то облегчая до чистого белого листа с летящими по нему миниатюрными птицами. Остановка, глоток чистого морозного воздуха, пустого и огромного белого пространства...».

А ведёт по разделам и объединяет их своеобразная динамичная форма в виде то ли орнаментального завитка, то ли пера жар-птицы, то ли ослиного хвостика. Этот многозначный пластический элемент, сопровождаемый иногда пословицами и поговорками («Лиха беда – начало», «Дело без конца, что лошадь без хвоста»») очень оживляет пространство альманаха, внося в него игровое, юмористическое начало. Он же, превращаясь в чёрную стрелочку, подчёркивает номер страницы и задаёт направление к следующей.
Несколько слов хотелось бы сказать о цветопередаче использованных в альманахе живописных произведений – болезненной теме для многих художников, чьи картины репродуцируются в книгах и альбомах. Сколько раз мне, как искусствоведу, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда даёшь художнику свою статью о нём, и вместо благодарности слышишь, что «это не его картины», «я таких картин не писал» или «лучше никак, чем так».

Это и понятно, зная, как мучительно порой художники подбирают тончайшие сочетания цвета и тона в своих картинах, и малейшее искажение, неизбежно возникающие при печати, в сторону «желтизны» или «голубизны», вызывают их протест, рождая реплики «пережарено!», «заморожено!».

Авторов многих, введённых в структуру этого альманаха картин, уже нет в живых, и они не могут ничего сказать по поводу точности цветопередачи, но есть знатоки живописи, часто бывающие в музеях, и тоже ревниво относящиеся к этому вопросу. Возможно, у них будут какие-то замечания касательно цветовых соответствий, хотя неизбежный процесс естественного старения картины, патина времени, потемнение красок – также искажают первоначальный колористический замысел художника. А многие репродукции книг альманаха воспринимаются как «промытые», очищенные от следов времени первоначальные образы.

Четыре тома альманаха «Тюмень – столица деревень» – это маленькая библиотека, это картинная галерея и музей, это и своеобразный молитвослов. Здесь много старинных карт и фотографий, живописных и графических произведений – все они воссоздают деревенскую жизнь уже ушедших поколений, но неизменно присутствующих в жизни рода, в памяти потомков.

Многомерное и синкретичное издание – плод совместного творчества многих авторов, влюблённых в русскую историю, культуру и искусство. Это также и большая удача замечательного художника книги – Ивана Евгеньевича Лукьянова.

Автор: Зинаида Черниева

Источник




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru