Издательский Совет Русской Православной Церкви: Александр Дворкин: Странники Господни

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Александр Дворкин: Странники Господни 04.05.2023

Александр Дворкин: Странники Господни

Александр Леонидович Дворкин – номинант XII сезона Патриаршей литературной премии.

Родился 20 августа 1955 г. в г. Москве.
После окончания средней школы поступил в Московский педагогический институт, был отчислен по идеологическим причинам.
6 марта 1977 г. эмигрировал в США.
В 1978 году поступил в Хантер-колледж Нью-Йоркского университета, где в 1980 году окончил бакалавриат по специальности «Русская литература».
В 1980 г. поступил в Свято-Владимирскую православную семинарию Православной Церкви в Америке.
В 1984 г. поступил в докторантуру при кафедре средневековой истории Фордхемского университета, а в 1988 году защитил диссертацию «Иван Грозный, как религиозный тип» на степень доктора философии. На исходе 1988 года устроился работать автором и, одновременно, диктором в бюро радиостанции «Голос Америки».
31 декабря 1991 г. вернулся в Россию, и в марте 1992 г. приступил к работе в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
В 1993 г. создал и возглавил Информационно-консультативный центр (с 2003 г. ― Центр религиоведческих исследований) имени священномученика Иринея, епископа Лионского.
В 1999-2012 гг. — профессор и заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ. В настоящее время — профессор кафедры миссиологии ПСТГУ.
Выдвигается на соискание Патриаршей литературной премии от Курганской и Белозерской епархии.

Библиография (основные произведения):
1. «Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования», учебное пособие, 2006;
2. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви», курс лекций, 2003;
3. «Моя Америка: автобиографический роман в двух книгах с прологом и двумя эпилогами», мемуары, 2013;
4. «Хроники крестовых походов», компилятивное научно-популярное исследование, 2020.


Александр Дворкин. Странники Господни

Посещение мест, связанных с выдающимися людьми и важнейшими историческими событиями, присуще человеческой природе. Увидеть место, где жил тот или иной великий человек, пройтись по земле, на которой он стоял, создает ощущение причастности к его делу и даже некоего мистического контакта с ним самим. И уж тем более люди стремятся посетить места, освященные присутствием почитаемых святых или, что несравненно больше, Самого Бога.
В язычестве с его культами «локальных» (то есть привязанных к определенному святилищу) богов стремление посетить место обитания того или иного божества воспринималось весьма естественным и логичным. В религии еврейского народа существовал лишь один храм – Иерусалимский, и хотя бы однажды увидеть его, принести жертву и помолиться в нем считалось целью жизни каждого проживавшего в рассеянии иудея. В христианстве отношение к паломничеству складывалось далеко не столь однозначно.
Среди ранних христиан паломнические поездки еще не были развиты – большинство из них даже не рассматривали такую возможность. Тем не менее палестинские христиане помнили и почитали святые места, так что разрушивший в 132 году Иерусалим император Адриан нарочно воздвиг на Голгофе храм Венеры Капитолийской, чтобы осквернить и таким образом уничтожить святость этого места. На самом же деле, по иронии Промысла, именно таким образом он четко обозначил территорию и сохранил для потомства. Блаженный Иероним ссылается на свидетельства, что в III веке место рождества Христова в Вифлеемской пещере было хорошо известно христианам, которые совершали паломничества к ней. Также они почитали Елеонскую гору, Гефсиманский сад и место Вознесения Господня.
С началом Константиновской эпохи паломничества в Святую Землю перешли в новое качество. Мать императора святая Елена – самый успешный археолог за всю историю этой дисциплины, – прибыв в Палестину, отыскала Честной Крест, орудия Страстей Господних и идентифицировала места основных новозаветных событий. Ее сын – император Константин – выстроил на Голгофе великолепный храм Воскресения Господня[1], ставший главной святыней христианского мира.
Сразу же после поездки царицы Елены в Палестину потянулся поток паломников. Их количество нам неизвестно, так как большинство из них не оставило воспоминаний о своих поездках. Но кое-кто оставил, и часть из их заметок дошла до нас. Мы знаем о путешествии в Иерусалим безымянного паломника из Бордо в 333 году, то есть еще до окончания пребывания там святой Елены. Вскоре после него подробные записки о поездке в Святую Землю оставила неутомимая дама Этерия из далекой Аквитании. В конце IV века в Палестине поселился уроженец Далмации и житель Рима блаженный Иероним, привезший с собой целый кружок благочестивых и состоятельных дам, сидевших у его ног и помогавших ему в его неустанных переводческих трудах. Многие видные паломники, посещавшие святые места, считали своим долгом нанести визит в келью великого Иеронима в Вифлееме. Все это добавляло популярности путешествиям по святым местам, и, несмотря на очень большие сложности, все большее количество людей отправлялось в путь. Но люди есть люди, и даже цель посетить святые места не гарантировала достойного поведения всех, кто его предпринимал.
Поэтому, например, величайший отец западного христианства блаженный Августин считал паломничество ненужным и даже опасным. Такие великие православные святые, как Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, были с этим мнением полностью согласны. Святого Григория Нисского в Палестину отправил II Вселенский Собор. Император Феодосий Великий даже предоставил ему для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес самые отрицательные впечатления о дурных нравах толп паломников, о прямой опасности их для девственниц и заключил свой отчет словами, что перемена мест не приближает к нам Бога: «Что вам Иерусалим – город, отвергнувший и распявший своего Спасителя? Ведь каждый из нас – Новый Иерусалим!».
Бог не привязан к какому-то географическому месту, – напоминали отцы, – и ощущение Его присутствия может быть даровано человеку даже в самых отдаленных и самых диких местах: как можно «ограничивать тесными пределами всемогущества Божия и заключать в небольшом месте земли Того, Кого не объемлют небеса!.. Небесная храмина равно видна и из Иерусалима, и из Британии, ибо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21)»[. Несомненно, достойные слова, но все же написаны были они блаженным Иеронимом в его келье в Вифлееме.

***
Жизненный пример такого авторитетного отца оказался намного заразительнее его слов, и количество паломников в Палестине только лишь возрастало. К началу следующего века в Иерусалиме и его окрестностях имелось не менее двух сотен монастырей и странноприимных домов, предназначенных для приема паломников, и почти все они поддерживались императором.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru