Издательский Совет Русской Православной Церкви: Анатолий Аврутин: «Из молчанья родившийся звук…»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Анатолий Аврутин: «Из молчанья родившийся звук…» 03.05.2023

Анатолий Аврутин: «Из молчанья родившийся звук…»

Поэт и переводчик Анатолий Юрьевич Аврутин – номинант XII сезона Патриаршей литературной премии.

Биография. Анатолий Аврутин родился 3 июля 1948 г. в г. Минске. В 1972 году окончил исторический факультет Белорусского государственного университета. Как поэт дебютировал в 1973 году на страницах газеты «Железнодорожник Белоруссии», при которой десять лет (1974—1984) руководил литературным объединением «Магистраль».
Позднее — литературный редактор, старший литературный редактор журнала «Служба быту Беларусі», ответственный секретарь и заместитель главного редактора журнала «Салон», главный редактор журнала «Личная жизнь», обозреватель по вопросам культуры газеты «Советская Белоруссия», первый заместитель главного редактора газеты «Белоруссия», редактор отдела поэзии журнала «Неман».
С декабря 1998 года по настоящее время — главный редактор журнала «Новая Немига литературная».
Автор 24 книг поэзии и шести книг переводов. Всего получил свыше пятидесяти литературных премий разных стран и столько же общественных наград.
Переводит стихи с белорусского языка. Перевел на русский язык отдельные произведения Овидия, Горация, Катула, Лорки, Рембо и др.
Лауреат премий: им. Симеона Полоцкого (2004)., им. А. Чехова, «Русь единая», «Украинской премии им. Молодой Гвардии».
Награждён: Золотой Есенинской медалью, медалью Франциска Скарины, медалью имени М. Шолохова. Всего получил свыше пятидесяти литературных премий разных стран и столько же общественных наград.
На соискание Патриаршей литературной премии выдвинут от редакции журнала «Новая Немига литературная».

Библиография (основные произведения):
1. «Снегопад в июле», поэтический сборник,1979;
2. «…От мира сего», поэтический сборник, 1991;
3. «Визитная карточка», поэтический сборник, 2004;
4. «Времена», избранные произведения в двух томах, 2013.



* * *
Продолжением знакомства с Анатолием Аврутиным будет рассказ о его поэзии, представленной в книге «Временная вечность». Но прежде хотелось бы сказать, что её автор ещё при жизни вошёл в число классиков, поскольку его произведения изучают белорусские старшеклассники на уроках литературы.
Безупречные рифмы Анатолия Аврутина сочетаются с большим многообразием форм и ритмов его стихов. На страницах «Временной вечности» можно встретить поэтические воспоминания, описания, размышления, касающиеся самых различных тем: жизни, смерти, детства, родителей, родины, истории, любви, войны, поэзии, семьи, веры, внутреннего душевного состояния, живых картинок с натуры. К примеру, такой:
У окна в притихшей электричке
Женщина читала письмецо,
К свету близоруко, по привычке,
Обратив усталое лицо.

Письмецо...
А как она читала! —
Полстранички — целых полчаса.
Удивлённо брови поднимала,
Прикрывала влажные глаза.

И, чему-то веря, улыбалась
И, не веря, хмурила лицо.
Женская доверчивая жалость
Куталась в худое пальтецо.

И гадал забывший о покое
Путник, что покинул дом и мать, —
Написал ли он письмо такое,
Сможет ли такое написать?..
Да простят мне читатели некоторые арифметические выкладки, но, думаю всё же, что их стоит привести. В книге Анатолия Аврутина опубликовано около 380 его собственных стихотворений и почти в каждом шестом из них встречаются слова «мрак», «мгла», «тьма», бездна» и эпитеты «чёрный», «тёмный», «мрачный». Это безусловно сказывается на общем читательском восприятии книги, привнося в него печать драматизма и трагедийности.

Чёрные птицы над крышей летали,
Чёрные молнии нас выбирали,
Делался чёрным закат.
В жизни печали идут по спирали,
Вот и спружинились наши печали,
И выпадают подряд.

Возможно потому, что выросший на окраине Минска автор всю жизнь оставался городским жителем, природа и времена года не стали для него чем-то важным, во всяком случае в творчестве. Они упоминаются очень часто, но преимущественно идут каким-то фоном, на котором происходят более сущностные для поэта события, раскрывается его душевное состояние:

Золотистым нерезким просветом
Осень тихо на кроны сползла.
И такое явилось при этом,
Что в душе — ни печали, ни зла.

* * *

И в молчанье метелицы белой —
Злой предвестницы чёрных разлук,
Всё мне чудится звук оробелый,
Из молчанья родившийся звук.
Он растёт, согревая невольно
На исходе пропащего дня…
Может, это набат колокольный?
Может, это хватились меня?

«Россия», «русский» — ключевые слова для Анатолия Аврутина. В книге «Временная вечность» его стихи завершаются строками:

А упаду
в одинокой дубравушке,
Бледным лицом да на заячий след,
«Русский поэт» —
пусть напишут на камушке,
Просто, без имени:
«Русский поэт»…

Автор: Людмила Пахомова 

Источник





Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru