Издательский Совет Русской Православной Церкви: Как понять фразу «гневаясь, не согрешайте»?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Как понять фразу «гневаясь, не согрешайте»? 15.09.2021

Как понять фразу «гневаясь, не согрешайте»?

На радио «Радонеж» выла программа с участием священника Федора Бородина. 

Вопрос: Бывает, что люди не могут примириться, дети не общаются с родителями. Но это самое важное в жизни, как вы считаете?

отец Федор: Бывает такая трагедия, когда в жизни и воцерковленных христиан случаются раны, которые болят и кровоточат. Нарушенные отношения с ближними, которые невозможно возродить, как незаживающие раны.  Бывают случаи, когда и враги человеку – домашние его, как сказал Господь. Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Если родной человек является источником опасности духовной, если он склоняет к греху, если он ведет разрушительный для себя и окружающих образ жизни. Бывает, что иного ближнего даже нельзя пустить домой, чтобы не ввести в соблазн детей. При этом родственник, будь то брат, мать или отец, может являться зависимым человеком или жутким оккультистом. Или же он просто не принимает то, что у вас православная семья, и вы не хотите, чтобы ваши дети подвергались его влиянию. Человек настаивает, что будет говорить то, что считает нужным. Или ближний развратен и пытается учить этому ваших детей. Или он категорически не хочет мириться. Такая рана кровоточит. Общение с человеком противопоставляется общению с Богом. Тогда нужно выбирать между человеком и Богом. Бывает, что грех, в котором близкий живет, настолько разрушителен, что его нельзя показывать детям, за которых вы отвечаете перед Богом. Случается, что человек просто хлопает дверью и уходит. В нашем храме была семья, состоящая из воцерковленных матери и сына. Сын выбрал себе невесту, а мать ее не приняла. Но вопреки уговорам, он все-таки женился. Сын счастлив в браке уже много лет, у него появились дети. Однако мать разорвала с ним все отношения, и его попытки примириться не увенчались успехом. Сейчас сын живет в другом городе, посещает другой храм. А мать осталась и продолжила ходить в наш храм. Я знаю ее взрывной характер. Однажды я попытался намекнуть, что выбор жены – это дело сына. Но она уверена в обратном. Говорит, что не благословила сына, что жена ему не пара. Но у нее нет права выбора жены для сына, ей надо полюбить ту невестку, которую он приведет домой. Эта женщина ушла из нашего храма и обвинила меня в том, что я разрушил ее отношения с сыном, хотя я и не участвовал в выборе невесты. Что здесь поделать, остается только молиться. Священников иногда упрекают в том, что, отвечая на все вопросы, мы напоминаем о необходимости молиться. Но чем острее и сильнее трудности в жизни христианина, тем больше молитвенного труда ожидает Господь, чтобы помочь нам. Посланные нам обстоятельства – это разговор Отца Небесного с нами, Его детьми. Во время молитвенного труда мы меняем в себе то, что стало источником и создало необходимость этих испытаний, которые мы принимаем от промысла Божия. Молитва исцеляет нас. Через покаяние и молитву Бог избавляет нас от скорбей. Но хочется пребывать в мире с близкими. Больно от того, что враг разделяет нас через наши грехи. Если бы мы были праведны и любили Господа, то никогда бы ни родители с детьми, ни мужья с женами не расходились. Было бы торжество любви. Но все разрушается через грех и гордыню.

Вопрос: Почему нельзя навязывать веру в Бога?

отец Федор: Навязать веру в Бога невозможно, такой подход не работает. Мы не можем заставить увидеть красоту, это будет проповедь. Мы можем рассказать о ней, но и это тоже будет проповедь. Веру надо показывать. Человек, которому мы рассказываем о Христе, должен захотеть жить так, как живет проповедник. Поэтому лучшие проповедники – это святые.  Обсудим слово «навязывать». Навязываем ли мы веру своим детям? Да, в какой-то степени навязываем. Мы воспитываем детей в этой вере, вводим их в определенный жизненный опыт. Это не только наш личный опыт, но и весь двухтысячелетний опыт жизни христиан. Он познается, когда ты в нем живешь. Мы не спрашиваем трехлетних детей, будут они молиться или нет, просто встаем и молимся. Это традиция семьи, которая обучает человека жизни в вере и в Церкви, показывает ему, как это красиво, глубоко и радостно. Вырастая, человек может от этой веры отказаться. Сейчас по прошествии 20 лет с момента массового воцерковления большого количества людей мы видим, что многие дети глубоко верующих и церковных людей не разделяют эту любовь несмотря на то, что они воспитаны в вере. Это происходит потому, что веру навязать нельзя. Ее можно показать, к ней можно помочь прикоснуться, но выбор человек все равно делает сам. Если в семье царила искренняя любовь, смирение всех перед всеми, а родители старались вести себя так, как проповедовали, то ребенок знает, куда вернуться, когда он вырастет и придет время его выбора.

Вопрос: Как понять фразу «гневаясь, не согрешайте»?

отец Федор: Это послание к Ефесянам. «Гневаясь не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем», – пишет апостол Павел. Хороший вопрос. Обычно мы воспринимаем гнев как грех. Страсть гнева, которая имеет форму раздражения или ярости, когда человек себя не контролирует, может наделать таких бед, за которые он потом всю жизнь расплачивается. Начинается все с того, что человек разрешает себе распускаться. Раздражение – это очевидный грех. И вдруг оказывается, что можно гневаться и не согрешать. Объяснение этого есть у многих святых отцов. Они говорят, что гнев – это изначально заложенное качество души, раздражительная сила души, чтобы человек мог отвергать грех. Гнев, который испытывает человек на предлагаемый ему через помысел грех – это то, что не сработало у Адама и Евы, когда сатана искушал их в раю. Гнев говорит внутри нас: «Это не мое, отрицаю, не согласен». И этот внутренний гнев должен быть у человека. Но после грехопадения все силы человека искажены. В правильном виде гнев присущ и святым людям. Мы знаем, что Христос с гневом изгонял торговцев из храма. Гнев присущ и Богу. Гнев Божий — это страшно. Если человек гневается на грех, а не на того, кто ему грех предлагает, то этот гнев праведный. Бывает, что люди ссорятся и впадают в греховный гнев. Тогда уже слова имеют другой смысл. Нужно попросить прощения и примириться. «Солнце да не зайдет во гневе вашем». До вечера, до захождения солнца надо потрудиться и помириться с другим. Когда остыл, понял, что неправильно поступил, есть возможность примириться. Но возможность есть не всегда. Апостол Павел говорит: «По возможности имейте мир со всеми». Не каждый может простить, не каждый может найти человека, на которого раздражился. Как тогда быть? Нужно помолиться за человека. Это универсальный совет. Если молишься за человека, то твое греховное отношение к нему начинает меняться.

Вопрос: У людей, которые давно в Церкви, есть привычное выражение «раб Божий». Мы спокойно себя так называем. А того, кто только попал в Церковь, смущает данное выражение. Почему такое обращение существует, откуда такая традиция?

отец Федор: Многое из смысла этого выражения утеряно и нам совершенно непонятно. Могу привести параллель. При Константине Великом в IV веке была категорически запрещена смертная казнь через распятие, поскольку так умер Иисус Христос. Данная казнь вышла из употребления во всем христианском мире навсегда. Когда в Возрождение начали рисовать распятого Господа, то рисовали Его пречистые ладони и руки пробитыми. То есть Он был прибит к кресту прямо через ладонь. Это совершено не соответствует действительности. Человек, прибитый через ладонь гвоздями, молниеносно сорвется с креста, но живописцы этого не знали. Так и здесь. Выражение «раб Божий», которое вошло в употребление в древности, когда было рабство, звучало очень громко. Раб царя не слушается ни вельможу, ни военачальника, но только царя. Царь его посылает с заданием, и никто не вправе его остановить, потому что тогда он войдет в противоречие с волей царя. Отсюда выражение раб Божий. Сейчас, когда мы об этом забыли, когда люди совершенно зациклены на своей свободе, иногда в ущерб всему, это название становится соблазном. Это не существенно в нашей вере. «Я не называю вас рабами, Я называю вас друзьями. Все вы сыны Божии», – говорит апостол Павел. Мы со Христом усыновлены Его Отцом Небесным. Он наш брат. Мы вместе сыны Божии.

 

Источник

 

Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»

 

 

 



 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru