Издательский Совет Русской Православной Церкви: Усердный труженик на ниве духовного образования

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Усердный труженик на ниве духовного образования 17.03.2021

Усердный труженик на ниве духовного образования

Книга посвящена преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову) — верному соратнику и личному секретарю Святейшего Патриарха Тихона, усердному труженику на ниве духовного образования, знатоку Библии и богослову, мудрому духовному наставнику чад Русской Церкви в годы гонений, принявшему мученическую смерть в сибирском Мариинском лагере НКВД 3 ноября 1937 году. В составленном впервые подробном жизнеописании освещаются деятельность преподобномученика Неофита на духовно-учебном поприще, его страдания в тюрьмах, ссылках и лагере, его взаимоотношения с выдающимися иерархами XX в., пострадавшими за Христа и прославленными в лике святых, — исповедником Патриархом Тихоном, священномучениками Кириллом Казанским, Серафимом Угличским и священноисповедником Афанасием Ковровским.
Издание стало лучшим в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга» конкурса «Просвещение через книгу».

Интервью с автором-составителем книги Ольгой Хайловой опубликовано в журнале «Православное книжное обозрение».

— Кем был преподобномученик Неофит, которому посвящена Ваша книга? В чем значение его фигуры для истории нашей Церкви и для сегодняшних православных христиан?

— Архимандрита Неофита как выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, принявшего в ее стенах монашество и священный сан, формально можно было бы отнести к категории ученых монахов. Действительно, ему было присуще прекрасное знание учения и наследия Церкви (что, кстати, позволило позднее Патриарху Тихону поручить отцу Неофиту принимать экзамены у ищущих священства), он занимался типичной для ученого монаха дореволюционного времени деятельностью в качестве ректора духовных учебных заведений. Однако этим не исчерпывается его значение для Церкви. Личный подвиг, искренняя любовь к Богу и Святой Церкви, удивительное сердечное и умное прилежание к изучению Библии, удивительная способность умом и сердцем глубоко вникать в суть людей, явлений, вопросов — всё это сделало отца Неофита не просто ученым монахом, но для нуждающихся в духовном окормлении — благодатным советником, для своих друзей-единомышленников — мудрым Аввой, можно сказать, старцем, а для всех нас, для современных христиан — не только живым и отвечающим на наши молитвы примером жизни во Христе и жизни отданной за Христа в мученичестве, но и святым отцом эпохи гонений, разрешающим сложные экклезиологические вопросы в свете Священного Писания и Предания Церкви. В письмах и между собой единомышленники называли отца Неофита Аввой. Митрополит Кирилл (Смирнов) начинал свои письма к нему обращением «Авво мой родной!». Эта строка и стала названием книги (согласно предложению нашей сотрудницы — Ольги Владимировны Косик, в свое время открывшей для меня отца Неофита), как отражающая и мудрость отца Неофита, и его любовь к Богу и ближним, вызывающую такую горячую ответную любовь у его великих и святых друзей, у тех, с кем его связывало истинное дружество во Христе.

— Это скорее научное, историческое или популярное издание?

— В нашем научно-исследовательском отделе новейшей истории под руководством протоиерея Владимира Воробьёва и при участии его заместителя иерея Александра Мазырина, глубоко вникающих в деятельность отдела и в каждую нашу книгу, выработался особый стиль книг о новомучениках. Можно сказать, что это сплав точных научных данных, полученных в результате серьезной архивной работы, с литературным, живым изложением жизни святого. Во все тонкости этого процесса меня посвятила наша сотрудница Ирина Ивановна Ковалева. Задача этих книг не просто представить результаты поиска всевозможных сведений о святом, но и прорисовать словами во всех деталях его духовный облик, познаваемый лучше всего через слово самого святого. Такой стиль наших книг делает их доступными для более широкого круга читателей, чем только ученые в области церковной истории. То есть можно сказать, что задача была повторить путь коллег, оказывающих друг другу согласно неписанному закону нашего Отдела самую щедрую помощь, и создать книгу как словесную икону в научной прозе. Работа над структурой и оформлением книги в нашем издательстве ПСТГУ, где трудятся знатоки книжного дела, — продолжение этого творческого процесса. Помогли также советы рецензента игумена Андроника (Трубачева).

— Как создавалась книга? Открылось ли во время работы что-то принципиально новое и неожиданное?

— В 2009 году отец Неофит был включен в Собор Новомучеников и исповедников Российских, и к тому времени вышла краткая публикация о нем отца Дамаскина (Орловского). В нашей базе данных «За Христа пострадавшие» тоже была биографическая справка. Чтобы найти новые данные, пришлось поработать в центральных и региональных архивах, побывать в местах служения и страданий преподобномученика Неофита. Наше исследовательское дело иногда называют «паломничеством в прошлое». Одна находка открывает путь к другой, а за поворотом обнаруживаются новые нити поиска. Например, в рамках конференции в городе Сыктывкаре удалось посетить место ссылки отца Неофита село Усть-Вымь и обнаружить в местном музее открытки с дореволюционными фотографиями села. А один из устроителей конференции М. Б. Рогачев щедро поделился альбомом с фотографиями зырянских ссыльных, в числе которых оказались архимандрит Неофит и митрополит Кирилл (Смирнов), а также ряд других новомучеников. Результатом архивного и библиотечного поиска новых данных в разных городах стали документы о Пекинской духовной миссии, сведения о духовно-учебной службе о. Неофита, упоминания о нем в письмах разных лет преосвященного Тихона (Беллавина), преосвященного Антония (Храповицкого), фотографии, статьи в периодике с упоминанием имени отца Неофита и даже его курсовое сочинение, написанное на первом курсе Санкт-Петербургской академии.
Самой неожиданной и невероятной находкой был переданный в ПСТГУ протоиереем Сергием Казаковым архив близкого друга отца Неофита священномученика Серафима (Самойловича). В нем оказались письма и документы, принадлежавшие преосвященному Серафиму, которые хранила у себя после его мученической кончины праведница XX века, преданная помощница новомучеников, исповедница Ираида Тихова. Позднее Ираида Осиповна передала архив своей подруге. В одной из построек во дворе ее дома в деревне Селиваново Угличского района Ярославской области он и был обнаружен в начале 2000-х годов и по воле новых хозяев дома передан протоиерею Сергию. В заветном чемодане оказался целый ряд интереснейших документов и писем эпохи гонений на Русскую Церковь — таких, как переписка архиепископа Серафима, его дневник, дневник Ираиды Осиповны Тиховой начала 1920-х годов и другие важные свидетельства эпохи. Но наиболее ценной частью коллекции оказались подлинные тринадцать писем священномученика Кирилла (Смирнова) к отцу Неофиту периода с августа 1933 года по март 1934-го и несколько собственноручных писем отца Неофита.

— Что говорил отец Неофит о принципах взаимоотношений христиан и Церкви с властью, в том числе, в условиях притеснения и гонений?

— Рассматривая вопрос о взаимоотношении Церкви и государства в исторической перспективе, отец Неофит отмечал, что Церковь не желала для себя гонений со стороны государства и всегда отвечала на них апологиями, посланиями, декларациями, но при этом поддерживала государство своими молитвами, трудами и средствами. Молилась и о мире и безмятежии. Однако не всякому государству этого достаточно. Если власть осуществляется людьми неверующими, то она не мирится с защитой верующими свободы религиозной жизни, так как и у языческого, и у неверующего государства другие представления о религиозной жизни, чем у Церкви.
Гонения на Церковь выявляют два типа экклезиологического мышления в Ее рядах: священномученик Вениамин (Казанский) характеризовал первый как стремление сохранить живые силы, а второй как готовность к мученичеству за Христа. Преподобномученик Неофит (Осипов) к первому типу относил ищущих успеха для внешнего положения Церкви, а ко второму — исповедающих идеальные взгляды, диктуемые православной совестью.
Те, кто готов претерпеть страдания за веру, должны, по мнению отца Неофита, четко представлять, в чем отличия страдания за защиту святынь и истин веры, от страданий, не носящих этого характера (например, за защиту принадлежащих приходу хозяйственных сооружений, приходских денежных средств). «Религиозная совесть не ошибется в вопросе о святынях, о мощах, о монастырях, о богослужебных местах и временах, о религиозном просвещении верующих. Религиозная совесть может разобраться и в вопросе об отношении к государству», — заявляет отец Неофит.

— О чем идет речь в работах «Мысли о страхе» и «Мысли о стыде»? Какое отношение они имеют к страхам и искушениям сегодняшних дней?

— В работе «Мысли о страхе» отец Неофит выделяет два главных вида страха — святой, или Божий (предметом которого является Бог) и — порожденный грехом (имеющий множество предметов). Святой страх может пониматься как благоговение, послушание благочестивой власти, благоразумная осторожность, а страх, порожденный грехом, как страх справедливого наказания, человекоугодие, боязливость и трусость. Сотериологическим значением страха является возвращение от рабского греховного страха к через покаяние к сыновнему страху Божию.
Оказалось, что в Библии понятия «страх» и «стыд» в ряде случаев могут пониматься как синонимы. Стыд бывает святой, вложенный в природу человека Богом, который препятствует его обладателю оскорбить Бога грехом. А бывает и стыд греховный, рождающийся в результате подмены предмета стыда. Так, попавшему в круг нечестивых людей бывает стыдно совершить при них требуемый совестью добрый поступок.
Труды отца Неофита «Мысли о страхе» и «Мысли о стыде» были написаны в период советской власти, которая с начала своего установления руководствовалась принципом «чрезвычайщины». Автору трудов было важно уяснить для себя — а он имел замысел составить также труд «Мысли о правде» — как в условиях «чрезвычайщины» отстаивать правду, не впадать в греховный страх, не совершать поступков, продиктованных греховным стыдом. Поскольку современную жизнь нельзя назвать свободной от давления на Церковь, то «Мысли о страхе» и «Мысли о стыде» могли бы помочь расстановке в душе правильных ориентиров.


— Планируется ли в будущем работа по изучению наследия священномученика Неофита и почитанию памяти этого святого?

— Пока определенных задач я не ставила, но уже наши иконописцы начинают знакомство с книгой для последующего написания иконы преподобномученику Неофиту. Составлена служба святому. Поскольку книга не проста для широкого чтения, можно было бы задуматься об ее сокращенной версии, в том числе и электронной. Еще один справочный труд отца Неофита «Псалтирь в богослужебных книгах» мог бы послужить созданию книги о значении Псалтири для гимнографии. И, конечно, статьи о богословии отца Неофита, его богословское учение об имени, о стыде, о страхе, его экклезиологические воззрения также могли бы быть размещены на подходящих сайтах. В настоящее время выходит в свет сборник ПСТГУ, посвященный Единству Церкви, где в статьях о взглядах эпохи гонений на Единство, Святость, Соборность и Апостольство Церкви видное место занимают воззрения отца Неофита по этим вопросам.

Беседовал Илья Агафонов







Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru