08.01.2021
Крест против свастики
Шкаровский М.В. «Господь дарует нам Победу». Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война.
М.; Познание, 2020, 528 с.
В числе наград, врученных по итогам XV конкурса «Просвещение через книгу», первым местом в номинации «Лучшая историческая книга» было отмечено капитальное исследование главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктора исторических наук Михаила Витальевича Шкаровского «”Господь дарует нам Победу”. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».
Автор – известный церковный историк и преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии в 2004–2006 гг., был награжден премиями имени св. митрополита Макария, св. кн. Александра Невского, Сергея Нилуса и Анциферова. В 2007 г. награжден орденом св. митрополита Макария 3-й степени.
Актуальность этого труда несомненна – в наши дни, когда отмечалось 75-летие победы в Великой Отечественной войне, российское общественное мнение раздирается противоречивыми оценками событий тех лет. Одни впадают в крайности, когда во имя Великой победы (без сомнения великой!) готовы закрыть глаза и на менее великие злодеяния по отношению к Церкви и народу. Другие, напротив, пытаются умалить подвиг народный, выискивая несуразные причины, чтобы свести победу к набору случайностей, а то и вовсе сомневаясь в ее значимости для истории. Поэтому столь ценны объективные исследования, основанные на документах и свидетельствах очевидцев.
Уместно вспомнить, что 9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию по погибшим и усопшим участникам Великой Отечественной войны в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес Первосвятительское слово, и, в частности, сказал: «Последствия войны, несомненно, наложили тяжелейший отпечаток на жизнь нашего народа, но за время войны произошло что-то очень важное. Мы вступили в войну с разрушенными храмами, с закрытыми монастырями, с заключенными священнослужителями и верующими. Правители наши отчитывались друг перед другом и перед народом в том, что в жизни наших людей практически не осталось веры, каких бы то ни было признаков религиозной жизни. Но вот началась война — и будто бы не было страшных лет гонений. Люди перестали стесняться своей веры и, перекрестившись, шли в атаку с именем Божиим. Они открыто исповедовали свою веру, и никто более не смел этому препятствовать.
Религиозное возрождение нашего народа во время войны — это один из факторов, который, несомненно, повлиял на ее исход».
В книге Шкаровского речь идет о периоде деятельности Русской Православной Церкви с 1941 по 1945 годы. В первой главе «Изменение государственно-церковных отношений в СССР в годы Великой Отечественной войны» приведено множество фактов о патриотической деятельности Церкви в те тяжелые времена. Для широкого читателя будет весьма полезно узнать о поддержке Церковью фронта и тыла. В советской прессе, а также в исторических трудах о масштабах такой деятельности говорилось вскользь или попросту умалчивалось. Вторая глава «Русская Православная Церковь и религиозная политика нацисткой Германии на оккупированной территории СССР» касается весьма непростых факторов, влияющих на религиозное возрождение на оккупированных восточных территориях. Особое место занимают материалы, посвященные подвигу и трагической судьбе православного духовенства на этих территориях, об участии священнослужителей в партизанском движении, в содействии подпольщикам, в спасении военнопленных и другой патриотической деятельности.
Не обходит Шкаровский и сложные вопросы, такие, как, например, присутствие некоторых священнослужителей в войсках генерала Власова. Как пояснил он в своем интервью «Журналу Московской Патриархии»: «Там были разные священники. Некоторые были эвакуированы с оккупированных территорий Советского Союза. Например, священники Адриан Рымаренко, Димитрий Константинов и Александр Киселев. А кто-то — из русских эмигрантов, из состава РПЦЗ. Я бы не всех назвал коллаборантами, потому что некоторые из них были русскими националистами, считали себя патриотами России и предполагали, что создается русская национальная армия, которая не будет подчиняться нацистской Германии. Другое дело, что они во многом ошибались».
У массового и особенно молодого читателя особый интерес должны вызвать материалы, посвященные планам нацистской верхушки по уничтожению христианства и насаждению какого-то причудливого культа неоязычества с примесью оккультных учений, слегка разбавленных элементами буддизма. Религиозную политику Гитлер поручил Мартину Борману, руководителю партийной канцелярии. Сейчас, за давностью лет, в обыденном сознании несколько потускнело понимание той катастрофы, которую сулил нацизм всему человечеству. Отсюда и ползучая эстетизация нацизма и его атрибутики в некоторых книгах, фильмах и компьютерных играх, которые мутным пятном расползаются по странам и континентам.
Книга Михаила Шкаровского входит в число бастионов, стоящих на пути исторического ревизионизма.
Олег Добров