Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Не бойтесь новых слов 17.01.2020

Не бойтесь новых слов

Исидор (Тупикин), митрополит. Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов): жизнь и труды.М.: Издательство Сретенского монастыря, 2019. – 231с.

Вполне возможно, что с епископом Смоленским и Дорогобужским Иоанном (Соколовым) вы уже встречались. В знаменитой повести Н.С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни» изображен архиерей, который не пожелал принимать двух смоленских «аристократок». Прототипом этого образа и послужил главный герой монографии митрополита Исидора (Тупикина).

Сохранился портрет епископа Иоанна (Соколова), принадлежащий кисти неизвестного художника XIX века. Портрет размещен на обложке книги и на цветной вклейке. Больше всего поражает взгляд епископа, печальный, исполненный скорби и неведомого страдания. Кажется, стряслось что-то ужасающее и небывалое. И епископ еще не успел отойти от пережитого, погружен в свою думу. Причем это переживание явно не бытового, но бытийного или экзистенциального характера. Тайну епископа, его жизни и трудов, приоткроет митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин) в своей монографии. Епископ Иоанн (Соколов), ректор Санкт-Петербургской и Казанской духовных академий, один из лучших русских канонистов своего времени, автор научно-богословских статей – один из предшественников владыки Исидора на Смоленской кафедре.

Подход автора отличается взвешенностью. Он не идеализирует епископа Иоанна, но раскрывает как сильные, так и слабые стороны его характера. Через судьбу одной личности читатель соприкоснется и с историей России, ощутит духовную атмосферу того времени, первые признаки-зародыши надвигающейся революционной катастрофы. Узнает тонкости жизни русской Церкви в XIX веке.

Книга будет поучительна и полезна любому начальнику – не только ректору или сотруднику Духовной академии. Она ставит практические вопросы. Как грамотно, например, выстроить общение с коллегами и подчиненными? Не помешает читателю и понимание психологии сурового, даже замкнутого человека...

Правда, стоит сделать оговорку: монография, в основе которой лежит диссертация, все-таки рассчитана на подготовленного, т.е. воцерковленного читателя. Историко-религиозные «азы» здесь не поясняются, а повествование ведется максимально серьезно и научно, без лирических и эмоциональных отступлений. При этом терминологической вязью автор не злоупотребляет. Поэтому желающий разобраться в теме может смело отправляться в путь именно с этим изданием.

Еще один сюжет книги связан с церковной журналистикой. Епископу Иоанну удалось в значительной мере поднять исследовательский уровень журнала «Православный собеседник». О духовных заблуждениях современного общества он говорил современным языком – и это казалось необычным и даже недозволенным. «Наконец, и это самое главное: статьи изобилуют словами: прогресс, гуманность и пр., унижающими достоинство духовного издания. Итак, – одно слово – “прогресс” и “гуманность” – унижают духовное просвещение!» – с горечью размышлял епископ Иоанн (в то время еще архимандрит) в письме к Гилярову-Платонову.

Высшее руководство Святейшего Синода оказалось не готово к новому слову в церковной публицистике. «Как следствие, в 1859 году редакция и цензура журнала получили замечание, а дальнейшая цензура публикаций передавалась в Московский цензурный комитет. Это решение было тяжелым ударом не только для самого о. Иоанна, но и для журнала, качеству и авторитету которого тем самым был нанесен серьезный урон. Число его подписчиков резко упало…»

Сам же епископ Иоанн замечал в одной из своих статей, опубликованных в журнале: «Наша наука должна быть не отвлеченно-туманной, не праздно-созерцательной; она должна быть положительной в своем приложении к жизни, и не нашей только, но и общей, и не духовной только, но и внешней, общественной, ибо начала религиозные составляют основные начала всеобщей жизни народа…» Сегодня эта мысль как никогда актуальна и может пригодиться при осмыслении плюсов и минусов формалистического направления в науке.

Второе жизненное дело епископа Иоанна (Соколова) было связано с ректорством. Митрополит Исидор приводит разные красноречивые факты, которые свидетельствуют о Владыке как о человеке, во всех административных делах предпочитавшем действовать единолично. Во время его ректорства Правление академии ни разу не собиралось. «Таким же образом велись и дела Конференции, без участия которой… Иоанн порой давал ученые степени…» В сущности, Иоанн отстаивал твердость высокой ректорской власти и ее широкие пределы, противясь самому духу времени, везде требовавшему умаления единоначалия.

К ученым из белого духовенства он относился с меньшим доверием. Поэтому на все должности старался набирать лишь представителей монашества. А летом, в отсутствие большинства преподавателей и наставников, проводил в учебной части широкие преобразования.

По-настоящему учащиеся встревожились, когда при обзоре аудиторий он выразил недовольство наличием фортепиано. Однако вскоре «ключ» к суровому новому ректору был найден. Немаловажным для него оказалось соблюдение установленного порядка, нетерпимое отношение к расхлябанности. Униформа в определенные дни. В храме студенты выстраивались по росту. И даже в столовую были обязаны ходить парами. Иначе говоря, Иоанн видел в соблюдении элементарной дисциплины здоровую почву для укрепления духовного. А теперь – внимание: «Молодежь быстро сообразила, что ректор прогрессист, человек передовой, либерал, насколько позволяло ему его положение…» Обычно мы либералов представляем несколько по-иному… Видимо, оценивая то или иное явление, имеем уже готовый трафарет. И от таких психологических штампов помогает избавиться книга митрополита Исидора. При этом важное уточнение: здесь речь о том, каким казался новый ректор, а не каким он был на самом деле. Многие полагали, что Иоанн – либерал, однако сам архипастырь к идеями либерализма относился негативно. Да, он использовал современный язык в проповедях, любил внешний порядок и благочинность, однако по своим взглядам был скорее традиционалистом и консерватором. И вот еще деталь: «В общении со студентами он не считал для себя унижением говорить откровенно». Такое качество – сердечное отношение к учащимся – особенно наглядно проявится в одной громкой скандальной истории тех лет.

В апреле 1861 году в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии после обнародования Манифеста об упразднении крепостного права в России произошли массовые волнения крестьян, которые стали расширяться и охватывать большие территории. Было принято решение: подавлять выступления силой с применением артиллерийских орудий. В результате подавления бунта погибло несколько десятков человек, столько же было ранено.
26 апреля, в Вербное воскресенье, студенты Казанского университета собрались провести протестную акцию и отслужить демонстративную панихиду по убитым крестьянам. К ним присоединились воспитанники семинарии. Поступок не остался незамеченным. Назначена следственная комиссия, а сама семинария оказалась на грани закрытия. Ректор мог бы признать своих учащихся виновными, применить административное наказание – но вместо этого он ищет пути для урегулирования ситуации.

Положение облегчилось тем, что 20 мая к ректору пришли девять студентов Казанского университета, которые обвинили академистов в том, что они незаконно отнимают у них честь быть инициаторами панихиды. Епископ Иоанн убеждает студентов составить документ, удостоверяющий их причастность к протестной акции. «Вообще студенты академии были посторонними и случайными посетителями при панихиде, и мы даже не знаем, как они тут случились», – такая бумага была передана следователям, и студентов академии признали невиновными. Митрополит Исидор (Тупикин) подчеркивает, что несмотря на это «…сам факт участия студентов академии в политической акции говорит об их незрелости и неспособности администрации Казанской духовной академии предотвратить возможные инциденты». Так, мудро и кратко, осмысляются исторические, общественные и церковные события.

Монография содержит уникальный материал, связанный с церковной историей. Именно такой вдумчивый неспешный взгляд способен пролить свет на «темные пятна» прошлых событий, помогает осмыслить и нашу современность, выявить ее нежизнеспособные явления и решительно преодолевать их.

В чем-то духовный опыт епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) нам послужит примером, а в чем-то, возможно – и предостережением. Печальный же взгляд на портрете, говорит, пожалуй, о честности – в которой и скорбь, и… победа.

В 2019 году монография митрополита Исидора (Тупикина) была отмечена экспертами и конкурсной комиссией XIV конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Анастасия Чернова



Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru