Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Нужен ли православному кинематографу «успешный» герой? 26.11.2019

Нужен ли православному кинематографу «успешный» герой?

Круглый стол «Церковь и современный кинематограф» состоялся 25 ноября в рамках XXIV Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Как можно расширить диапазон фильмов, христианских по духу? Как найти путь к молодежной аудитории? Герой православного кинематографа – какой он? Эти и другие вопросы обсуждали участники, которые собрались в московском Доме кино по инициативе Издательского совета Московской Патриархии.

Глава Издательского совета митрополии Калужский и Боровский Климент прислал свое приветствие, которое зачитал его помощник иеромонах Макарий (Колмогоров). «Важно на общецерковном уровне обсуждать тенденции развития отечественного кино, а также давать оценку влияния зарубежной киноиндустрии на общество и вырабатывать стратегию по поддержке такого киноискусства, которое способно содействовать духовному и нравственному развитию личности, а не разрушать личность», – ставит задачу митрополит Климент.

Далее, говоря о колоссальных возможностях и глобальном характере современного западного кинопроизводства и распространения, он ставит риторический вопрос: надо ли отечественным кинематографистам слепо подражать западному кино? Или все же стоит сосредоточиться «на тех традициях отечественного кинематографа, которые хоть и создавались в условиях атеистического государства, но, будучи укоренными в русской культуре, все равно по духу были христианскими»?

В послании главы Издательского совета уделяется внимание развитию качественной критики современного кино, которая должна основываться на традициях отечественной культуры и носить просветительский характер, а не быть просто «обслугой» рекламных компаний. Значительную роль в развитии кино играют фестивали, которых теперь стало немало: «Радонеж», «Золотой витязь», «Лучезарный ангел», «Встреча» и др. – они поддерживают создателей «доброго, нравственного и семейного кино», отмечается в тексте. Митрополит Климент предлагает также подумать о создании онлайн-кинотеатра, который бы мог представлять зрителям именно такое кино.

Ведущий круглого стола историк Дмитрий Володихин, помощник митрополит Климента по Издательскому совету МП, член жюри фестиваля «Радонеж», представил результаты своего критического анализа православного кино. Во-первых, большая часть созданных фильмов посвящена прошлому: истории Церкви, соборов и монастырей, жизни подвижников и святых и т.д., а вот размышлений о будущем – «каким мы хотим его видеть, что ожидает Церковь и общество» – явно недостаточно. Володихин пояснил, что не призывает к «православной футурологии», но предлагает кинематографистам подумать над «образом будущего», учитывая, что «те, кто нам противостоит, показывают красивую картинку будущего».

 Вторая проблема, на его взгляд, заключается в том, что обнаруживается «нехватка сюжетов о человеческом успехе в настоящем». Из 102 фестивальных фильмов этого года он смог назвать только два «про то, как герои состоялись не только как верующие люди, но и в профессии, в семье; как стали преуспевающими учеными, инженерами, фермерами и т.д.» Володихин считает, что подобная тема в православном кино должна звучать «более остро», иначе складывается впечатление, что православное кино – «это о больных, нищих, несчастных». Несомненно, о проблемах и их решении необходимо говорить языком кино, но – «не получается ли, что православная литература и кинематограф табуируют успех для современного зрителя?»

Как и следовало ожидать, участники круглого стола по-разному отнеслись к этим соображениям. Так, член жюри фестиваля протоиерей Андрей Спиридонов полагает, что понятие «успешный» для христианина означает в первую очередь «полноту христианского бытия». Он привел пример из фестивальной программы: фильм «Монахиня Вера. Один день жизни» (режиссер Анастасия Кобзарева) рассказывает о преодолении наркотической зависимости через веру в Бога и о том, что недавно героине врачи поставили смертельный диагноз. Героиню фильма вряд ли можно назвать успешной в житейском плане, но она «явно обрела полноту бытия», считает о. Андрей. Киновед Алла Золотухина также вспомнила еще несколько фильмов из фестивальной программы, которые, на ее взгляд, говорят о будущем и об особой христианской «успешности».

Отзываясь на послание митрополита Климента, о. Андрей Спиридонов поднял также вопрос о необходимости создания общецерковного интернет-ресурса, посвященного кино, где можно было бы не только посмотреть фильмы христианской направленности, но и прочитать рецензии, обсудить увиденное на форуме и т.д. Важно еще профессионально систематизировать огромный поток православных фильмов, которые созданы за четверть века, продолжила тему киновед Татьяна Москвина-Ященко. Для этого может быть создана «хотя бы малая структура при Издательском совете», считает она, приводя в пример Ватикан, где есть фильмотека, в которой собраны «лучшие фильмы всех времен и народов».

Объединить эти задачи можно, не создавая нового ресурса, а модернизируя и расширяя сайт «Киноканон.ру», который ведет творческая лаборатория профессионалов «Видимое и сокровенное».  С этим предложением выступили члены этого содружества режиссеры Наталья Кононенко и Валерий Демин. Последний предложил также создать Ассоциацию православных киноклубов, объединяющую приходские киноклубы, которые созданы во многих общинах в России и за рубежом. Эти идеи поддержал о. Макарий.

Наталья Кононенко затронула также тему популярности документального кино в интернете, в частности, фильма Юрия Дудя «Колыма», который посмотрели миллионы зрителей, в основном молодых. Проблема в том, что молодежь не знает истории России, и кино может в какой-то степени восполнить этот пробел, полагает она.

Именно такую задачу ставит перед собой режиссер Максим Беспалый, создатель серии документально-игровых фильмов о древней русской истории на 1 канале ТВ («Крещение Руси», «Рюриковичи» и др.). Он сетовал на то, что аудитория этого канала «не настроена смотреть православное кино». Так, он столкнулся с критикой фильма про Крещение Руси, который назвали «поповским», упрекнули за то, что там якобы «преувеличена роль православия в русской истории». Однако русскую историю невозможно представить вне религиозного контекста, поэтому «есть только единственный путь – прямо настаивать на академической исторической линии», считает режиссер.

Генеральный продюсер фестиваля «Радонеж» Михаил Калинин отметил, что этот кинофорум год от года собирает программу, «которой можно гордиться»: фильмов в конкурсе становится больше, и они все более качественные. Он настаивал на том, что производством фильмов должны заниматься профессионалы, священнику же подобает роль духовника-консультанта.

Режиссер и доктор богословия Лариса Геращенко, автор фильма про святителя Николая Японского, представила на круглом столе свою монографию «Когда все становится небом или Основы режиссуры православного документального кино» и поделилась с коллегами своими соображениями о законах психологического восприятия документального кино.

Юлия Зайцева

Благовест-инфо

***

Круглый стол, прошедший в Доме кино, состоялся в рамках работы Комиссии межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru