Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
О творчестве юных авторов 07.03.2018

О творчестве юных авторов

Об итогах заочного этапа конкурса «Лето Господне» рассказали эксперты-педагоги.

Март! А это значит, что очный этап Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» состоится уже совсем скоро: в Москву для написания очной работы и знакомства с писателями и литературными достопримечательностями города приедут 37 финалистов четвертого конкурсного сезона из самых разных уголков России и Зарубежья.

А пока наиболее яркими впечатлениями от заочного этапа с пресс-секретарем конкурса Сергеем Арутюновым делятся эксперты-педагоги – Марина Саввиных (Красноярск), Татьяна Васюченкова (Москва) и Марина Агафонова (город Михайловка Волгоградской области).

Уважаемые эксперты, заочный этап конкурса «Лето Господне» завершен. Какие из работ произвели на вас наибольшее впечатление?

М.С.: Теперь уже очень хочется узнать имена юных авторов, сочинения которых я отложила в отдельную папку, но, к сожалению, пока это недоступно: все работы зашифрованы. Впрочем, есть в этой интриге и приятная таинственность. В моей «особой папке» – работы, как говорят филологи, «аутентичные», то есть полностью самостоятельные. Ведь не секрет, что текст, даже дающий 100% уникальности при проверке «антиплагиатом», не всегда соответствует возрасту и личному опыту конкурсанта.

Бывает, что за написанным от имени ребенка текстом, стоит – иной раз и далеко не бесталанный – взрослый человек. Так вот: в моей «особой папке» – сочинения, в авторстве которых я не сомневаюсь. Они написаны таким живым, непосредственным – пусть не всегда гладким, но собственным языком, что сомнений не остается: это написал ребенок. Иногда, чтобы раскрыть сложное мировоззренческое понятие, юные авторы прибегают к художественному вымыслу. На этот раз среди работ, которые я проверила, было много сказок и даже один фантастический рассказ о путешествии во времени. Была даже пьеса для школьного театра! Крайне наивная, но живая. В этом сезоне среди присланных на конкурс сочинений я отметила действительно талантливое стихотворение, что бывает крайне редко. Возрастная категория – 8-9 класс. Вот начальная строфа:

Белые ночи, Белое море

Без хищного зверя – остров святой.

Здесь и вода отдает чистотой.

Разве возможно людское горе?

Так размышляли Савватий, Зосима.

Монастырь Соловецкий основали за сим.

Приятно удивили литературоведческие изыскания нынешних конкурсантов. Казалось бы, сколько уже написано о «Слове о полку Игореве», но в одном из конкурсных эссе я обнаружила такую горячую, страстную апологию православной основы «Слова…», что еще и еще раз утвердилась во мнении: «Слово о полку Игореве» могло быть создано только христианином! «Чем-то князь Игорь похож на блудного сына, который, влекомый страстью, попал в невыносимое, позорное положение, но раскаялся и попросил прощения у доброго отца, который помиловал и простил его», – пишет автор эссе. Согласитесь, не банальное суждение!

Или – вот: «Этюды православной жизни». Молодой человек рассказывает об опыте воцерковления. Очень тонкий и выразительный образчик литературной исповеди. Может быть, без особых стилистических изысков, но «этюды» захватывают, читаются «на одном дыхании».

Нужно сказать, что «стилистические ухищрения» в детском тексте чаще всего выглядят избыточно и неуместно. Любые «тропы» тем и хороши, что непредвзяты, естественны. Лучшие сочинения наших конкурсантов отмечены как раз такой естественностью, органичностью.

Т.В.: В прошлом году после проверки помнила в деталях две работы – «Девочка с красными руками» и рассказ-впечатление о поездке в гости к монаху, переданы были запах трав, висевших в келье, вкус чая, настоянного на этих травах, задушевность бесед. Мне на вручении наград (я была уверена: они попадут в число призеров) хотелось увидеть юных авторов и поблагодарить за творчество, что я и сделала потом.

В этом году ни одна работа не врезалась так же в память, кроме нестандартного оригинального анализа романа «Мастер и Маргарита»… Так как конкурс творческий, то, прежде всего, запомнились и работы творческие – «Арское чудо», «Волшебный праздник» «Утешение», «Чтобы помнило сердце», «Бог позаботится обо мне», «Подстрекатель», «Светоч во мраке Смуты».

Есть интересные работы литературоведческой направленности, они, конечно же, носят и субъективно-личностный и исследовательский характер, в отличие от многочисленных реферативных работ. Наиболее выделились – «Творчество современных писателей Святой Руси и духовное осмысление событий современности», «Смысл эпиграфа последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Смирение, вера и любовь в творчестве И. С. Тургенева (стихотворения в прозе и рассказ «Живые мощи»), «Вклад писателей в развитие духовных ценностей общества», «Благодарственное письмо архимандриту Тихону, автору книги «Несвятые святые», «Утраченные ценности в романе И. Шмелева «Богомолье» и в повести А. Платонова «Котлован», «Все, что ни вижу я… глядит на меня любовно».

Третий вид работ – исследования исторического характера. Работа, которая полностью соответствует заявленному жанру – исследовательская работа, – «Жизнь и подвиг за веру иеромонаха Гурия». Хороши также «Жизнь Луки Войно-Ясенецкого», «Новомученики – опора православной веры», «Дневниковые записи горничной Дуни при великих княжнах», «Подвиг новомучеников и исповедников церкви Русской, уроженцев Граховского района», «Новомученик Евгений Родионов».

М.А.: Наибольшее впечатление произвела работа «Богом данная». Девочка католической веры пишет о старице Макарии с любовью и почтением, уважительно относится к православной вере.

Какие из заочных работ показались вам наиболее отвечающими критериям конкурса?

М.С.: Пожалуй, работы, посвященные семейным историям, или такие, в которых речь идет о паломнических поездках, или местных храмах… Немало сочинений о книгах – особенно популярны у нынешних участников Достоевский, Платонов, разумеется, сам Шмелев. В принципе, все, что говорит о связи поколений, о ценности традиций, об осмыслении трагической истории нашей страны в ХХ веке, – соответствует направлению конкурса. Таких работ было много.

М.А.: Все работы, получившие максимальные баллы, отвечают критериям конкурса. Авторы не используют «штампов», пишут «от себя». И это важно!

Каких работ было больше, «художественных» или «реферативных», и какой тип работы, субъективно-личный или исследовательский, ценнее для формирования молодого человека?

М.С.: Разумеется, реферативных работ было больше. Убеждена, в отроческие годы гораздо важнее развивать у человека личную позицию в отношении идей, явлений, поступков окружающих людей и своих собственных. Воспитывать чувство авторства и развивать у детей собственную «прямую» речь. Ученых-филологов «сделает» высшая школа. А нам, учителям детей и подростков, гораздо важнее почувствовать характер дарования ученика и поддержать его. Не знаю, как другие эксперты, но я обращала внимание, прежде всего, на работы с ярко выраженным субъективно-личным компонентом.

Т.В.: Из проверенных мною работ больше реферативных. А запоминаются больше творческие работы. Очевидно, надо развести два направления работ, творческие и реферативные: выработать немного другие критерии для работ исторической направленности.

М.А.: Больше было «реферативных» работ. Большинство конкурсантов не разграничивает понятия «название» и «тема», и потому, во избежание путаницы, им стоит внимательнее вчитываться в положение о конкурсе.

Отметили ли вы какие-нибудь специфические черты в том, как отнеслись конкурсанты к предложенным темам, если иметь в виду, что в истекшем году вспоминалась и 100-летняя годовщина двух революций 1917 года, восстановления патриаршества, гонений на Церковь?

М.С.: Названные темы действительно привлекли много участников, но, по моим наблюдениям, так было и в предыдущем сезоне. Когда речь заходит о Православии, у ребят, видимо, именно эти вопросы первыми всплывают в сознании.

Т.В.: По сравнению с прошлым годом стало больше значимых исторических работ, когда участники конкурса обращаются к документальным источникам, сопоставляют их, дают субъективную оценку, а не просто переписывают известные факты. Очень много работ, связанных с гонениями на Церковь, и, я думаю, конкурсантам были интересны конкретные исторические сведения.

М.А.: Темы, предложенные в этом году, интересны, им было посвящено множество работ («Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова», «Жизненный путь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого)», «Патриаршество на Руси»). Однако некоторые конкурсанты отнеслись к темам поверхностно: просто прочитали и пересказали. Такие работы «не цепляют», читать их скучно.

Если вы помните предыдущий сезон и пусть невольно, но сравниваете сегодняшние работы с теми, что читали год назад, углубляется ли год от года характер сочинений, становится ли более совершенной, и если да, то в чем именно?

М.С.: Мне кажется, что самостоятельных работ все-таки стало больше. Дети более ориентированы на личное, авторское высказывание. У них заметно выше стало желание включить «машину воображения», пофантазировать, что-то изобрести. Чрезвычайно греет душу участие в конкурсе нерусских ребятишек. Их пристальное внимание в русской культуре о многом говорит! На этот раз я отметила среди детских работ несколько абсолютно зрелых, буквально готовых к публикации статей и эссе.

Т.В.: Говорить о том, что характер сочинений становится совершенней, думаю, рано. Итоги конкурса надо обобщать и обсуждать с руководителями проектов, а не только с детьми, чтобы четко определить уровень требований и критерии оценивания. К сожалению, пришлось проверять много работ, в которых процент плагиата очень высок.

Т.А.: Характер сочинений, по-моему, не становится более углубленным. Можно назвать несколько причин:

- учителя могла заставить принять участие в конкурсе администрация школы;

- учитель передоверился ученику (не проконтролировал);

- из-за обилия платных конкурсов учитель становится не разборчивым (учителя работают на портфолио, на баллы).

Каким видите будущее конкурса «Лето Господне» через пять, десять лет? Помогут ли молодые люди, прошедшие через конкурс, духовному возрождению нашей страны?

М.С.: Очень на это надеюсь!

Т.В.: То, что конкурс сплачивает, объединяет единомышленников, бесспорно, поэтому будущее у «Лета Господня» есть. Но православные люди, как мне кажется, не стремятся афишировать свои взгляды, интересы; скромность, даже уединенность – весьма типичные их черты, поэтому говорить о влиянии молодых людей, прошедших через конкурс, на духовное возрождение нашей страны я бы не стала. Дай Бог им сил жить с этой верой в добро, противостоять злу.

Т.А.: Полагаю, конкурсу суждена долгая жизнь с детьми читающими и думающими над прочитанным. Без них ничего не получится.

Источник: сайт конкурса «Лето Господне»

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 №93-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом Президентских грантов.
 




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru