22.01.2018
«Надо благодарно принимать»
Сборнику, посвященному неизбежному отрезку земного человеческого бытия, которое мы именуем старостью, издательство «Воскресение» дало оптимистическое название «Осень жизни — время золотое».
Затронуть тему, которая в современном обществе по умолчанию считается если не табуированной, то, по крайней мере, «неудобной», взялись Мария Сараджишвили, Елена Есаулова и Инна Андреева.
Заговорить о том, о чем многие из нас предпочитают даже не думать, авторы решили не только ради напоминания, что старость — это то, с чем гарантированно столкнется каждый из нас. Но и потому, что уверены: старость — это не пугающая неизбежность, но время, открывающее человеку поистине удивительные горизонты и возможности. В сборнике три известные православные писательницы представили свои рассказы, ярко это утверждение иллюстрирующие. И хотя все участницы столь необычного литературного проекта — женщины молодые, писательский опыт позволил им весьма глубоко исследовать тему человеческого старения — как процесса в первую очередь духовного.
Елена Есаулова, произведения которой открывают сборник, дебютировала в художественной прозе недавно и весьма успешно. В литературу она пришла из журналистики; возможно, именно этот опыт позволяет писательнице сохранять гибкий угол зрения и в творчестве ценить не букву, а дух. В сборник, посвященный теме старости она включила рассказы, главные герои которых далеко не всегда люди в почтенных годах, как того требует тематика книги. Такие персонажи у Есауловой чаще всего эпизодические, порой находящиеся едва ли не на периферии сюжета. Но выписанные так, что в итоге именно они и задают тон повествованию и наполняют его смыслом.
Так, например, в рассказе «Главный день Ивана Петровича» центральный персонаж — молодая девушка по имени Эле, круглая сирота, бывшая детдомовка. С тех пор, как Эле устроилась подрабатывать уборщицей в дом престарелых, у нее появляется цель: отыскать сына одного из его обитателей, парализованного старика по имени Иван Петрович. Иван Петрович не может говорить — только немного писать правой, действующей рукой. Он однажды «рассказывает» Эле свою горькую историю о брошенном когда-то сыне и своем глубоком раскаянии в этом поступке. «Он очень хотел увидеть Костю и повиниться, попросить у него прощения. От отчаяния и бессилия Петрович не спал ночами и беззвучно плакал, прося сам не зная у кого о помощи и милости. И помощь пришла…». Показав, как от равнодушия и грехов молодости Иван Петрович пришел на закате жизни к слезному покаянию, Елена Есаулова как бы иллюстрирует слова апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16).
В другом рассказе, «Алое и белое», старая женщина, 90-летняя Никаноровна, и вовсе лишь несколько раз упоминается в тексте: главная героиня, третьеклассница Тайка когда-то с матерью снимала у Никаноровны комнату, и старушка рассказывала девочке о Боге. И вот однажды, когда в семье наступили тяжелые времена, Тайка зашла в церковь, стала перед иконой Спасителя — она узнала Его, потому что видела такой же образ дома у Никаноровны — и неумелыми словами детской молитвы, которая, как известно, самая доходчивая, изменила свою жизнь. Духовный опыт старого человека помог человеку, только начинающему жить.
Эстафету на страницах сборника у Елены Есауловой принимает Мария Сараджишвили. Неповторимый грузинский колорит ее произведений читатели уже давно искренне полюбили. Атмосферу ее одновременно грустных и смешных рассказов часто сравнивают с фильмами земляка писательницы, знаменитого режиссера Георгия Данелии. Добрые и искренние, порой немного печальные, но удивительно светлые, эти рассказы злободневны и в то же время наполнены вечной мудростью. Герои Сараджишивили отнюдь не всегда праведники. Они — обычные люди, со слабостями и страстями. Но писательница умеет разглядеть в них то, что бывает недоступно поверхностному, обыденному взгляду.
Героиня ее рассказа «Все терпеть буду» (с эпиграфом из творения преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было»), старая Азниф — пьющая, курящая старуха, которую в округе зовут не иначе как «Азниф-алкашка». Она живет в старом доме с прохудившейся крышей и вспоминает свою жизнь. И оказывается, что всегда Азниф смиренно, без ропота, принимала те обстоятельства, в которые ставила ее судьба. Не ропщет она и теперь, несмотря на то, что люди относятся к ней с пренебрежением, что дом ее вот-вот развалится, что много лет не заживает больная нога. «Правильно люди говорят: “Все от Бога”. А за что, про что, где уж тут разобрать! Главное — духом не падать и уметь в жизни радость видеть….»
Еще один трогательный рассказ — «Это старомодное слово “верность”». Один из героев — старик, каждое утро приходящий в дом престарелых, чтобы навестить свою жену, у которой болезнь Альцгеймера. Она не узнает и не помнит его. На вопрос, почему он продолжает ходить сюда каждый день, старик отвечает: «Зато я помню, кто она…». Героиня второй истории, 103-летняя Элико, до сих пор ждет возвращения мужа… с Великой Отечественной войны. «Кто знает, может он придет сегодня. Все бывает в жизни», — говорит Элико. Верные, мудрые, терпеливые, все приемлющие от Бога — таковы в своей старости герои и героини Марии Сараджишвили.
Рассказы Инны Андреевой, известной многим читателям еще под своей девичьей фамилией — Сапега, завершают сборник. Ее произведения отличает лирическая философичность, близкий к притчевому язык, часто заведомая недосказанность, метафоричность, призывающие читателя к глубокой мысленной работе. Таков, например, рассказ «Старые стулья». Мы не знаем ни места действия, ни даже имени героя — одинокого старика, заброшенного, всеми забытого. Автор дает лишь ощущение времени — на дворе зима, и старик, отбив ото льда дверь гаража, выносит на улицу три старых пластиковых стула. И с их появлением на свет Божий какая-то перемена случается и в сердце старика и в самом мире вокруг. «Расставив возле дома свое сокровище, старик рукой смахнул со стульев грязь и пыль, обтер ладонь о телогрейку и, счастливый, сел на один из желтых, как одуванчик, стульев… Он просто сидел и смотрел на небо. Теперь оно стало голубым. Чистым-чистым. Высоким-высоким. Свершилось! — понял старик. — Неплодная зима зачала. Быть жизни!» Аллегоричность рассказа требует осмысления — можно предположить, что, ощутив близость Неба, герой говорит о той жизни, которая следует за «неплодной зимой» смерти: о Вечности…
А вот другой рассказ писательницы, «Вопрос», — не притча, не аллегория, а монолог — живой, эмоциональный, трогательный. Он звучит — почти в буквальном смысле звучит! — из уст старой женщины, «бабки Ляксандры». Лишь изредка прерываемая авторскими репликами, бабка Ляксандра говорит о своей жизни — трудной, несправедливой, полной горестей и проблем. Поразительно живо воспроизведены интонация и язык героини, ее буквально слышишь со страниц книги: «Одна я осталась тепереча. У сына — своя семья, видала ведь. У дочки тоже. Никому я не нужна. Старая». Но не жалуется бабка Ляксандра. Она, хоть и нелегкой ценой, все же нашла ответ на свой главный вопрос: «Потерплю уж. Есть Бог, есть, девонька. Есть Он… Видно, нужно так….».
Такие разные по стилю, настроению, художественной манере, в главном произведения всех трех писательниц сходятся: осень жизни — вовсе не «унылая пора», а действительно «золотое время». Кстати, эту же самую мысль ранее выразила в своей книге под названием «Рифмуется с радостью. Размышления о старости» игумения Феофила (Лепешинская). Старость — это шанс. Шанс переосмыслить жизнь, провести «работу над ошибками». Это время, когда к человеку приходит мудрость, когда он узнает подлинную ценность земного бытия, спокойно и благодарно принимая осень жизни.
АННА ШЕПЕЛЕВА, журнал «Православное книжное обозрение»
ОСЕНЬ ЖИЗНИ — ВРЕМЯ
ЗОЛОТОЕ
Есаулова Е.,
Сараджишвили М., Андреева И.
М.: Воскресение, 2018. — 224 с.
ИС Р18-717-0659
ISBN
978-5-9909076-5-2