Издательский Совет Русской Православной Церкви: Путь святых

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Путь святых 03.02.2015

Путь святых

На портале «Православие.ру» опубликован доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, с которым он выступил на конференции «Святоотеческое наследие в обществе, семье и государстве», проведенной в рамках XXIII Рождественских образовательных чтений 2015 года.

Совсем недавно прошли радостные и светлые праздники. Богослужение этих святых дней наполнено глубоким смыслом о тайне нашего спасения. В паремии навечерия Богоявления звучали слова пророка Варуха о том, что мы счастливы, потому «что мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар. 4, 4).

Путь богоугождения указывают нам те, кто опытно им прошел — святые всех времен и народов. Их наставления и пример жизни являются верными ориентирами для всех людей, ищущих спасения. Но ментальность современного общества зачастую далека от святоотеческих традиций и их идеалов. Сегодня найдется немало крещеных в Православии людей, которые по невежеству безосновательно считают Церковь Христову пережитком прошлого, навязывающим людям устаревшие правила и нормы жизни. В святые дни радости о воплощении Сына Божия и об обновлении природы силой Святого Духа многие из таких людей заходят в храм из праздного любопытства или ради формального соблюдения обычаев только затем, чтобы набрать крещенской воды.

Подобное состояние скепсиса и теплохладности веры российское общество переживает не впервые. Еще в XIX веке представители славянофильского движения осмысливали святоотеческое наследие, сохраняемое Православной Церковью, и отмечали гибельность вытеснения веры рациональным мышлением. В 1839 году Иван Васильевич Киреевский писал: «Все высокие умы Европы требуют новой духовной силы вне разума, требуют новой пружины жизни вне расчета — одним словом, ищут веры и не могут найти ее у себя, ибо христианство на Западе исказилось своемыслием»[1].

Великий русский учитель веры и христианской жизни XIX века — святитель Феофан, Затворник Вышенский предупреждал об опасности для России забвения святоотеческой традиции и восприятии чуждых ей духовных и нравственных идеалов. В своем неизданном возражении против вольномыслия он так писал об их пагубном влиянии на наше общество: «Уклонившись от пути правды, они (то есть люди Запада — МК) потеряли всякий вкус к истине, и всякий призрак пути считают за самую истину, раскрашают его прилипчивыми фразами и пускают таким образом этот фальшивый товар. А мы как дети — хватаем их мыльные пузыри, любуемся ими, восхищаемся»[2]. В качестве отрицательного примера святитель Феофан приводил Францию, которая в XIX веке считалась самой передовой страной Европы: «Франция потеряла истину, — с тех пор, как наводнилась языческими взглядами, обычаями, искусствами, правилами жизни. Во всем этом они крепко запутались — многие из них сознают и стараются выпутаться: но кто вполне, кто немного»[3].

Обозначенная православными философами и духоносными подвижниками проблема отказа России от святоотеческого пути богоугождения заявила о себе особенно явно в начале следующего ХХ века. Всем известно, к каким катастрофическим последствиям в политической, социальной и других сферах жизни общества это привело. Однако это была эпоха не только политических и социальных потрясений, но и расцвета старчества и подлинной святости, которую не смогли заглушить мирские треволнения. Это отчетливо видно на примере воспоминаний живых свидетелей той эпохи: дочерей Льва Николаевича Толстого и ученого монаха, взрастившего любовь Христову в своем сердце — будущего митрополита Вениамина (Федченкова). Сопоставляя их взгляды, можно убедиться, насколько противоположные отношения к церковной традиции бытовали в то время в умах современников.

«Не хочу, не нужно, фальшиво все!»[4], — протестовала на просьбу матери пойти в храм на Литургию одна из дочерей писателя Александра Толстая. Ее сестра — Софья Толстая была более благодушна в оценке богослужения: «Мне не мешают, как другим, бессмыслицы в роде "дориносима чинми", "одесную отца" и пр. Помимо этого церковь — место напоминания нам Бога, место, куда столько миллионов людей приносило свою веру, свое возвышенное религиозное чувство, свои горести, радости во все моменты изменчивой судьбы»[5].

Совсем иные мысли находим в книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Божии люди». Будучи еще архимандритом, ректором Таврической семинарии, во время пребывания в Оптиной пустыни он встречался с преподобным Анатолием и преподобным Нектарием. Общение с этими представителями Оптинского старчества произвело на него неизгладимое впечатление и оставило нам его глубокое размышление о святости:

«Святой есть только «образ» Божий, воплощенный в человеке. Как в иконе, так и во святых людях живет сам Бог Своею благодатью. И тут и там Сам Бог влечет нас к Себе Своими дарами радости, утешения, милосердия, духовного света. Как Спаситель с Моисеем и Илией явились на Фаворе в благодатном несозданном свете ученикам, и тогда Петр от восторга воскликнул: "Господи! Хорошо нам здесь быть" (Лк. 9, 33). Так и через святых людей эта же преображенская благодать и светит, и греет. А иногда — как это не раз было с о. Серафимом Саровским, — она проявляется и в видимом, хотя и в сверхъестественном свете. Так было и теперь: через «батюшку» (какое ласковое и почитательное слово!) светилось Солнце правды. Христос Бог наш. И люди грелись и утешались в этом свете».

Трепетное отношение к носителям Духа митрополит Вениамин сохранял всю жизнь, и оно стало определяющим в его служении.

Еще апостол Павел сказал, что в христианах живет Святой Дух (1 Кор. 6, 19). Если же мы не находим в своей жизни подтверждения его словам, то причина заключена только в нас самих. Как и два тысячелетия назад предназначение христианина, смысл его жизни состоит в приобретении святости — стяжании Святого Духа, как учил преподобный Серафим Саровский. Каким образом достичь столь высокой цели? Что для этого надо делать нам, людям XXI века? Как возможно в наше время приобщиться к торжеству Святого Духа? Задаваясь этими вопросами, надо чаще обращаться к святоотеческому наследию, вникать в смысл наставлений святых подвижников. Хотите побывать в келье у святителя Феофана Затворника? — прочтите его душеспасительные письма. По молитвам святого Господь подаст помощь и нужный ответ в деле спасения.

Последние десятилетия наше общество пыталось жить по западным моделям. В то время как сам Запад отказывается от своих христианских корней, от понятия греха и формирует новый тип человека, нацеленного только на потребление и удовольствия. Сегодня его религией становится эгоизм и вседозволенность. Запад всецело нацелен на успех, самореализацию, гедонизм, что порождает в обществе непримиримую конкуренцию за место под солнцем. Такие установки очень далеки от христианских идеалов и даже противоположны им. «У нас вся культура другая — иная, своя; и притом …у нас иной, особый духовный уклад», — предупреждал русский мыслитель Иван Александрович Ильин.

Мы должны помнить, что обладаем бесценным сокровищем — святоотеческим наследием. Оно поможет нам выбраться из тупиков и гибельной трясины постмодернистской культуры, в которой размыты представления о добре и зле. «Свет и тьма, добро и зло <…> — откуда они? — размышляет святитель Феофан Затворник в не публиковавшихся ранее заметках на книгу отечественного историка Генриха Вызинского «Папство и Священная Римская Империя в XIV и XV столетии (до Базельского собора)». — От вражды, положенной в начале между семенем жены и змия. Отсюда сыны Божии и сыны человеческие. Церковь и мир. Тою Господь всех хочет спасти, сей (т.е. мир — МК) — всех погубить. Отсюда борьба. Зло пересиливает! Господь посылает в помощь добру то суд — потоп, то смешение языков, то учреждение избранного народа. Когда и в них слабеет добро, являются судьи, пророки. Когда и это ослабело, "посла Бог Сына своего Единородного…". И потом тоже борьба… Христианство и язычество, — далее Дух Христов и дух мира. Вот ключ к разгаданию всех переворотов и изменений по течению истории»[6].

Путь святых — путь Евангельский, он доступен каждому человеку. «Постарайся обрести Иисуса Христа в сердце своем, — говорит основатель старчества в России преподобный Паисий Величковский, — ибо кроме сердца нашего нигде в ином месте найти его нельзя».

"Православие.ру"



[1] Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984, с.120.

[2] АРПМА Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Док. № 4331. Л. 39.

[3] АРПМА Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Док. № 4331. Л. 39—40.

[4] Дневники Софьи Андреевны Толстой (1897—1909). М., Кооперативное издательство "Север", 1932.

[5] Дневники Софьи Андреевны Толстой (1897—1909). М., Кооперативное издательство "Север", 1932.

[6] АРПМА Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 43. Док. № 4371. Л. 1.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru