Издательский Совет Русской Православной Церкви: Апогей Нагорной проповеди. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Апогей Нагорной проповеди. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва» 10.10.2014

Апогей Нагорной проповеди. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва»

Человек, находящийся в пути, сосредотачивает свое внимание на цели, к которой двигается. Очень важны для него и дорожные указатели, которые показывают ему направление и предупреждают об опасностях.

Преподобный авва Дорофей, живший в VI веке, наглядно показал взаимосвязь любви человека к Богу с его любовью к ближним. Он изобразил мир в виде круга, центр которого есть Бог, а радиусы, идущие от центра, – жизни людей. Чем ближе точки на радиусах к центру, то есть чем ближе человек к Богу, тем ближе они и друг к другу. И наоборот. Если мы ощущаем, что окружающие нас люди находятся «далеко» от нас, не чувствуем любви к ним, значит, мы далеки не только друг от друга, но и от Бога. Наша любовь к Богу зависит от любви к ближнему, а любовь к ближнему проявляется в том, как мы поступаем по отношению к нему, – осуждаем ли, завидуем ли, откликаемся ли на его нужды, готовы ли пожертвовать для него своим временем, потратить свои силы, молимся ли за него, пусть даже он наш недоброжелатель.

Круг Аввы Дорофея

Евангелие этого воскресного дня открывает нам тайну обретения любви, спасающей человека и делающей его сыном Божиим. Христос говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними... любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 31, 35).

Эти слова – апогей Нагорной проповеди Спасителя, и чтобы понять ее суть, не нужно иметь аналитический ум или специальное образование. Нужно только принять их в свое сердце и поступать так, как говорит Христос. Вспомним пример первых русских святых, которых воистину можно назвать сынами Божиими, – страстотерпцев Бориса и Глеба, а также преподобного священномученика Кукшу Печерского, просветителя вятичей. Таким был и преподобный Тихон Медынский, молившийся за своего гонителя князя Василия Ярославича (внука Владимира Храброго) и исцеливший его от недуга.

Но как приступить к выполнению этой заповеди Христа в современных условиях, когда на жизненном пути мы сталкиваемся с разными людьми и так трудно явить любовь ко всем?

Святитель Иоанн Златоуст, разъясняя эту заповедь Христа, показывает путь ее исполнения. Поначалу, по его словам, необходимо «не начинать обиды», то есть не замечать причиненной обиды. Вторая ступень: когда человек почувствовал, что обида причинена, «не воздавать равным злом обидевшему». Это возможно, если мы не будем хранить обиду в своем сердце. Третий шаг на этом пути – «не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным», то есть не строить в душе планов против него и «не питать к нему ненависти». Четвертое важное условие – отдать обидевшему «более, нежели он хочет взять», т.е. уступить ему и не доказывать, что ты прав. Пятая ступень, очень важная, – полюбить его в своем сердце и, главное, начать «молиться о нем Богу».

В этом путь развития настоящей христианской любви. Подлинная любовь выше человеческой выгоды, она не замыкается в повседневных мотивах человеческого поведения. Да, достичь этого сложно, но только такая любовь является надежным ориентиром в жизни христианина.

Тайна богосыновства раскрывается просто: нужно любить всех людей, как всех любит Господь. Его повеление любить врагов, учит святитель Иоанн Златоуст, «велико и требует мужественной души и великого подвига, но и мзду за исполнение его Спаситель обещает такую, какой не соединял ни с одною из прежних заповедей (Нагорной проповеди). Он обещает здесь не землю, как кротким, не утешение и помилование, как плачущим и милостивым, но что они будут подобны Богу, насколько это возможно для людей».

Постараемся и мы иметь любовь к каждому, кто рядом с нами, ибо именно любовь определяет нашу жизнь и нас самих – кто мы есть на самом деле. Будем помнить, что без любви мы никто. Только любовь является мерилом, определяющим человека, она свидетельствует, может ли он считать себя христианином. Человек, имеющий любовь, не замечает чужих пороков и неудобств, которые создают ему окружающие люди. Только так можно не сбиться с истинного пути и достичь спасения. Путь любви – это путь победы, будем же стремиться стяжать эту всепрощающую любовь, чтобы стать воистину сынами Божиими.
Подробнее: http://vm.ru/news/2014/10/10/apogej-nagornoj-propovedi-nedelya-18-ya-po-pyatidesyatnitse-267760.html








Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru