Издательский Совет Русской Православной Церкви: Два ответа. Неделя 13-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Два ответа. Неделя 13-я по Пятидесятнице 05.09.2014

Два ответа. Неделя 13-я по Пятидесятнице

Ветхозаветный пророк Иезекииль, живший за шесть веков до Пришествия Христа, рассказывает о своем видении. «Слава Господа вошла в храм... – передает пророк, – и наполнила весь храм. И я слышал... говорящего мне из храма: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых» (Иез. 43,4–7). Эту библейскую цитату можно связать с отрывком из Евангелия, который читается за Божественной литургией в этот воскресный день.

Апостол Матфей сообщает нам, что перед Своими страданиями Христос пришел в Иерусалимский храм и там учил народ. В это время «приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21, 23).

Иисус же задает им встречный вопрос: «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?». Те побоялись отвечать, потому что рассуждали между собой: «Если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка» (Мф. 21, 25–26). Христос им также не ответил, а рассказал притчу о Домовладыке (Мф. 21,33–41), «который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился».

Все толкователи этой евангельской притчи под Домовладыкой понимают Бога, Который после грехопадения Адама, сделав все возможное для спасения человеческого рода, отдал дивный Божий виноградник в руки самих людей.

Далее Христос говорит, что, «когда приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды». Под плодами следует понимать состояние души человека, постоянную ее устремленность к очищению от греха и совершению добрых дел.

Но рабы, посланные за плодами, одни были побиты, а другие даже убиты виноградарями. То есть виноградари не захотели отдавать положенное хозяину, а пожелали, чтобы собранные плоды виноградника принадлежали им самим. Как говорил Христос, те, кто стоял в управлении народом, – книжники и фарисеи, не прилагали усилий для своего духовного развития, чтобы войти в Царство Небесное, и хотящих туда войти тоже не допускали (Мф. 23, 13).
Видя такую ситуацию, хозяин «послал к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили».

Гордыня, жаждущая любоначалия, безраздельно овладевает всем человеком. Эгоизм, самолюбие требуют приношения плодов только себе. Как далеко заведут человечество эти страсти? Ответ дается в притче – иудеи, не вразумившись трагедией пророков, были готовы на богоубийство: «Схватив его, вывели вон из виноградника и убили».

Христос задает слушателям вопрос: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?». Последовало два ответа.

Простодушный народ ответил: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды». А «виноградари» – первосвященники и фарисеи, поняли, что о них Он сказал эту притчу, и, услышав ответ народа, сказали: «Да не будет! – передает евангелист Лука. – И искали... первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа» (Лк. 20, 16, 19). Совершилось самоосуждение человеческой гордыни, возжелавшей божеского достоинства без Бога и рукотворного человеческого рая на земле (см. Быт. 3, 5).
Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эту притчу, говорит: «Ни народ, ни слова Христа не вразумили иудеев; они не устыдились ни свидетельства пророков, ни собственного своего приговора, ни мнения народного. Так совершенно ослепило их любоначалие, тщеславие и привязанность к временному!».

«Виноградари», ослепленные самолюбованием, так и не увидели в храме Господа славы, не смогли расположить свое сердце к принятию истины. Спросим же себя, а каково духовное состояние учеников Христовых в XXI веке, спешат ли они на встречу с Богом в храм?

Святитель Филарет Московский, видя охлаждение к храму своих современников, взывал: «Христианин, если вожделенно для тебя состояние веры, если драгоценно уверение, что ты на пути духа, то поставь себя со всею строгостию в сие Божественное испытание: видишь ли ты славу Божию, ощущаешь ли присутствие Божие в храме?».

Если святитель Христов был так обеспокоен состоянием народа еще в первой половине XIX века, то что же говорить о нашем нынешнем духовном состоянии? Слышим ли мы Господа, когда приходим в храм, и ходим ли мы в храм вообще, участвуем ли в Таинствах Церкви, молимся ли дома, читаем ли Евангелие? А ведь без этого нельзя вырастить добрые плоды в своей душе. Без связи с Богом и постоянной устремленности к Нему душа человека становится духовно безжизненной. Молитва оживотворяет ее, дает ей жизненные силы, ибо она – наша беседа с Богом, а Евангелие – это слово Христово, обращенное к нам. Оно «живо и действенно», как жив Сам Христос.

Церковь Божия – виноградник Христов, посредством молитвы и участия в церковных Таинствах вводящий верующих в Небесный Иерусалим, где «храмом» будет Сам Господь (Откр. 21, 22).

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru