Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 14-я по Пятидесятнице 30.09.2013

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Церковь в эти дни напоминает нам о Голгофе и о Кресте Господнем.

Когда мы обращаемся к теме голгофских событий, невольно встает перед нашим взором древо познания добра и зла, насажденное посреди рая, которое стало роковым испытанием для человеческой воли. Человек не просто нарушил заповедь, он не справился с самим собой, он разорвал связь с Богом. Уходя от Бога, первые люди гордо держали древко «стяга» самолюбия. Но вместо блаженств рая их ожидало несение креста болезней, бренности жизни.

Это было..., но это есть и сейчас. Бесплодный, разбойничий крест собирает каждый из нас, опытно «вкушая» приятные для глаза и вожделенные (Быт. 3,6) плоды греха. Мы знаем, сколько вреда и страданий приносят человеку его греховные желания, но руки неудержимо тянутся к запретному плоду. Перед каждым человеком, даже перед самыми юными, стоит это испытание, и от него и окружающих его зависит, удержится он или нет.

Мрачность и безысходность креста человеческого контрастирует с Животворящим Крестным Древом Христа. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28), – призывает Тот, Кто испытал и знает трудности жизни человека. Он предлагает иной путь – следовать за Ним и через внутреннюю кротость и смирение приходить к победе над эгоистическим «Я». Ведь сколько страданий приносит человеку угождение своим желаниям, и, главное, оно лишает человека любви: любви к Богу, любви к родным, любви к ближним. Все стремления человека угодить «похоти плоти, похоти очей и гордость житейская» – это следствие глубокого себялюбия. Но может человек, живя в семье, работая в коллективе, любить только себя? Нет. Любовь человека должна быть обращена ко всем его окружающим. Она должна быть отражением любви, явленной Христом на Кресте.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя притчу о брачном пире (евангельское чтение этого воскресного дня), говорит о великой Любви Божией, привлекающей к себе даже после крестных мук Сына Божия. Люди распяли Бога – Он же влечет их на пир: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: «Скажите званым: вот, я приготовил обед мой..., приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою…» (Мф. 22,2–4).

Христос и нас зовет. Зовет через Свое Слово – Евангелие, зовет через храмы и монастыри, зовет через слово пастырей и звон колоколов, зовет через нужды наших ближних. Он говорит каждому из нас: «Следуй за Мной». А мы отвечаем Ему: «Имей мя отреченна!» (Лк. 14).

Сколько раз мы пропускали богослужение в храме, зная, что воскресный день или праздник; сколько раз мы проходили мимо храма, даже не зайдя в него хотя бы на минуту; сколько раз мы проходили мимо людей, нуждающихся в нашей помощи (больных, малоимущих, инвалидов, сирых, находящихся в группе риска), и не замечали их. Мы шли мимо, имея на устах: «Я занят, только не сейчас, только не сегодня, у меня слишком тяжелый крест: работа, семья, здоровье», – снова и снова поворачиваемся спиной ко Христу и устремляемся к своим вожделенным рукотворным крестам. Ох, как трудно довериться Богу, Его «благому игу».

Мы все призваны Христом разделить Великий Пир. Тот же великий святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «И к чему Он призывает? К трудам, подвигам, бедствиям? Нет, Он призывает к веселью. Говорит Он: тельцы мои и что откормлено, заколото. Какой пышный пир, какое великолепие!» Да, действительно Господь все дал, чтобы насладиться радостью святой жизни, но эта радость доступна только познавшим путь самоотречения и крестоношения, путь следования за Ним.

Вот почему Церковь так высоко чтит Крест Господень – хоругвь, ведущую нас в Царство Спасения. Мы уже не влачимся под тяжестью своего креста, но нас Христос Своею спасительную Десницею ведет по этому пути.

Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru