|
||||
|
10.06.2013
Слово в Неделю 6-ю по ПасхеВ юго-восточной части старого Иерусалима есть древний водоем, с которым связаны многие библейские образы, – Силоамская купель. Вода в него поступает из источника по туннелю, пробитому еще во времена иудейского царя Езикии. В период библейской истории до разрушения Иерусалимского храма каждый год в праздник кущей при большом стечении народа с великим ликованием совершался обряд возлияния воды из этого источника на храмовый жертвенник – в воспоминание пророчества Исаии «в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12, 3). Иерусалим всегда испытывал недостачу питьевой воды, и стоимость ее была высокая. Но в праздник кущей каждый пришедший в город мог вдоволь напиться из Силоамского источника. Именно в этот день Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой!» (Ин. 7, 37–38). Евангелист Иоанн отмечает: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 39).
Человечество испокон веков мечтает о бурных преобразованиях, которые помогли бы ему преодолеть болезни, войны, разделения, голод, эпидемии, но не таково Царство, проповеданное Христом: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20–21). Оно доступно только тем, кто откликается на зов Христов: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28–29). Смиренным предстает перед нами и Сам Спаситель мира, исцеляя слепорожденного. В церковной традиции (см.: Синаксарь – собрание исторических сведений о празднике) существует предание, что этот человек не имел сформированных органов зрения. Ученики спешат обличить чужой грех, вопрошая Христа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). Господь же, показывая им, что они не видят своих грехов, но ищут грехи других, говорит: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3), и, милосердуя к нему, творит из бренной земли очи слепому: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 6–7). Совершая исцеление, Господь употребил тот же способ, каким был создан и первый человек. Он даровал слепорожденному способность видеть, используя брение из земли и показывая, что так же был сотворен и Адам. Представьте себе, как счастлив был этот человек, внезапно увидевший весь окружающий мир, все его разнообразие и красоту! Через зрение человек получает 80–90% информации. Но Господь не хочет нас неволить и не исцеляет нашу душу от грехов насильно. «Человек должен сам вернуть ясность взору своих духовных очей», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. А это возможно только для тех, кто очистил свое сердце от страстей. Вспомним Нагорную проповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Прозревший слепец, явив подлинную жажду правды (см. Мф. 5, 6), обличил горделивое упрямство законников: «Если бы Он (Христос) не был от Бога, не мог бы творить ничего». За это он был осужден на сонмище: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9, 33, 34), и выгнан вон. Иисус, услышав, что исцеленного выгнали, находит его и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9, 35). Так и каждого из нас Христос спрашивает о нашей вере, только мы не видим и не слышим Его, не замечаем действия Божественного Промысла в нашей жизни. Почему же? Потому, что Бог дает Себя узреть только тем, кто ищет Его всем сердцем: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). Да пошлет нам Господь силы ответить на Его призыв подобно евангельскому слепорожденному: «Верую, Господи!».
|
|