Издательский Совет Русской Православной Церкви: ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО К Л И М Е Н Т А, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО     К Л И М Е Н Т А, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 03.04.2010

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО К Л И М Е Н Т А, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

«Сей день, егоже сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся вонь»
(стихира Пасхи)


Возлюбленные о Господе пастыри,

всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!


Х Р И С Т О С   В О С К Р Е С Е !

Не будет преувеличением уподобить наступивший день Пасхи Господней грядущему дню всеобщего воскресения и признать его еще более достойным удивления. Сегодня Господь преизобильно являет Свою любовь людям, еще не преображенным и тленным! Своим Воскресением Он подает нам жизнь, открывает нам путь к богопознанию и потому «сегодня нет места отчаянию в роде человеческом, — говорит святитель Григорий Нисский, — ныне и праведник радуется, и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека печального, который не находил бы утешения в торжестве Светлого Христова Воскресения!»

Бог обезоружил смерть — ликуют ныне христиане. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14), — восклицаем мы с пророком Осией. Нам дана великая власть во Христе: попирать в своем сердце любой грех, любое зло и быть детьми Божьими. Подобно апостолам сегодня нам надо снова и снова свидетельствовать миру о славном Христовом Воскресении. В этом благовестии сокрыта надежда нашего воскресения, которая побуждает совершенствоваться в добродетели и ненавидеть пороки. Благочестие живет надеждой на воскресение, а забвение его увлекает в погоню за призрачными благами преходящего мира, живущего сиюминутными наслаждениями. Безумно говорить: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15, 32). Верующий во Христа Воскресшего призван, находясь в этом мире, не пленяться его суетой, но вносить в него тишину, смирение, радость, свет, благую весть о вечной жизни с Богом, дарованной нам Спасителем: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5; 16).

Христианин всегда предстоит Богу, перед Которым он в ответе за все свои дела, слова и даже мысли. Мы несем ответственность и за своих ближних, за Родину, за мир, в котором Бог нам судил жить. Мера нашей ответственности заключена в словах преподобного Серафима: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Нам нужно так поступать в обыденной обстановке, так вести себя с каждым человеком — будь то родной, знакомый или посторонний, чтобы направить его мысли к Богу, укрепить его веру, зародить в его сердце желание приблизиться ко Христу, стать чадом церковным.

Вне Христа, вне церковной традиции ответственность теряет свою духовную основу. Одним из ярких свидетельств утраты ответственности в обществе является неимоверное количество распавшихся браков, неполных семей, родителей, лишенных родительских прав. Число отцов, воспитывающих детей без матери, ничтожно по сравнению с огромным числом матерей-одиночек, что говорит о глубоком кризисе института отцовства. Современные мужчины, особенно отцы, должны не только знать, но и неотступно исполнять обращенные к мужьям наставления апостола Павла, призывавшего любить свою семью до самопожертвования, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5; 25). Я призываю церковные общины обратить внимание на труд матерей по воспитанию детей, особенно если родительница одна воспитывает ребенка. Мы по христианскому долгу должны помочь такой матери.

В семье формируется духовный облик человека. Евангельские добродетели не могут быть познаны в теории. Живой пример христианской любви и благочестия призваны показывать отец и мать. Дети должны видеть и навыкать тому, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13; 4—6). Только тому, кто в своем сердце взращивает такую любовь, являет Себя Господь. Вспомним, что первыми услышали пасхальную весть и узрели воскресшего Господа те, кто оплакивал Христа, ведомого на смерть, кто сохранил Ему верность и остался у Его Креста.

Жизнь человеческая предназначена для одного — для встречи со Христом. «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4; 11 — 12). Пусть скептики говорят о потерянной истине, а пресыщенные благами суетного мира ужасаются смерти. Мы же, как верные ученики Христовы, уготовим себя ко встрече с Господом и подобно первым христианам радостно возгласим: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22; 20).

Х Р И С Т О С   В О С К Р Е С Е!

В О И С Т И Н У   В О С К Р Е С Е!


Смиренный

+ Климент

Митрополит Калужский и Боровский


Пасха Христова,
г. Калуга
22 марта / 4 апреля 2010 г.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru