29.06.2011
Записки бывшего библиотекаря
Когда я только начинала работать, то и представить не могла, что в библиотеке, пусть даже в самой главной, может происходить столько событий. И что пресс-служба Российской государственной библиотеке (а в народе – Ленинке) действительно необходима.
Сколько на моих глазах было снято сюжетов, фотографий. Сколько раз я шла фотографировать сама, писала пресс-релизы. Сколько раз спускалась в хранение и водила экскурсии по зданиям…
Театр начинается с вешалки
Библиотека – тоже. Всякий помнит большие очереди в первом подъезде. Как-то мы работали с фотографом, и его задачей было снять то, как проходит по библиотеке читатель. Тогда-то я и познакомилась с этими людьми, которые не только подают пальто, но еще и всем улыбаются, успевают дать свой совет или обсудить последние новости.
Синие халаты, хорошее настроение. Постоянных читателей здесь знают в лицо, как и начальство. Хотя оно обычно не через этот подъезд входит. Здесь – читатели и сотрудники обслуживания, дежурные по залам… В пропуске или удостоверении каждого сотрудника стоит штамп с номером подъезда, где он может раздеваться.
Первый подъезд – для читателей. Неудобно здесь… Постоянно много народу.
Второй – привилегированный, там находится дирекция и запись читателей, но проходят через него только сотрудники. Поскольку на каждую пронесенную в библиотеку книгу нужно выписывать пропуск, сотрудники предпочитают оставлять книги на хранение в гардеробах, «класть на номер».
Третий подъезд – некий микст первого и второго. Туда заходят и сотрудники многих отделов, и читатели. Там находится Музей книги и Отдел редких книг. А еще концертный зал, в котором проходят разные библиотечные и не только мероприятия.
Но вернемся к «вешалкам».
С самого утра, с 9 часов, гардероб ждет читателей.
Вон тот – профессор. Поздоровается.
А вон дедуля газетку вчерашнюю просит. Да пусть берет, только потом. Не пойдет же он с ней – обратно тогда не выйдет.
Есть отдельная категория читателей – живущие здесь. Это, как правило, люди одинокие. Их не ждут дома. Но при этом люди не опустившиеся, а интеллигентные. Многие с учеными степенями. Занимаются тем, что пишут статьи или просто читают книги в читальных залах. Потому что любят читать, а денег на покупку нет. В районных библиотеках не тот масштаб, не сопоставим с их вкусами и привычками. А здесь всё знакомое. Они часто общаются с сотрудниками. Иногда просят позвонить или что-то подсказать. А некоторые любят поучать и сами, поскольку ходят сюда столько, что давно уже их можно называть читателями-ветеранами. Я не говорю «библиотечными ветеранами», потому что это другая категория.
К нам в отдел часто захаживал один пожилой мужчина. Ездил в библиотеку он откуда-то из Подмосковья, писал докторскую диссертацию и искал места, где бы сделать необходимые ему публикации. На восьмое марта подарил шоколадку, хотя даже её совестно было брать. Компьютером он не владел, мы помогали ему печатать тексты. Отказать неудобно, а время вроде бы понемножку находилось.
Вас приветствует…
Экскурсии бывают разные. Ознакомительные, углубленные…и даже для детей. Не только по музею книги, но и по всей библиотеке. По её лабиринтам и даже по хранению. Для VIP, так сказать, персон – обычно для журналистов.
Стандартный набор: встреча внизу, третий читальный зал, пункт выдачи, первый читальный зал, внутренняя почта, хранение, столовая.
Больше всего журналистов забавляют колбочки с требованиями. Их называют патронами. Действительно, туда кладется требование и отправляется на нужный ярус хранения. Выстреливает из специальной трубочки, человек ее раскрывает и смотрит, что же там заказано. Кстати, в патрон не всегда кладут лист требования. С его помощью можно отправить, ручку, записку или что-нибудь еще небольшое. Перед новым годом сотрудники любят отправлять конфетки – читателей мало, а чайком как не побаловаться…
Ах да, хранение – это такое большое серое здание. В нём много-много книг, распределены они по отделам. Простому читателю туда попасть ох как непросто.
Общая длина книжных полок РГБ составляет около 275 километров. В Хранении даже можно потеряться, заблудиться. Там малолюдно и темновато.
Журналисты очень боятся там заплутать. Их вводят в сомнение и лифты – старые, скрипучие – и длинные ряды книг, и низкие потолки…
А снимают все практически одно и то же.
Обычный вариант: показать конвейер на нижнем ярусе, который доставляет книги из хранения в пункты выдачи, потом пройтись по одному из ярусов, где стоят книги в красивых переплетах. Когда появился суперсовременный чистильщик книг – такой огромный агрегат – все снимали процесс чистки книги.
После подобных впечатлений – прямая дорога в столовую. Там можно недорого и сытно пообедать. Для сотрудников есть талонная система – некая льгота. А так… там много вкусных пирожков. Больше всего народу около 13–14 часов. Обеденный перерыв. Длинная очередь, в которой почти все – сотрудники.
Ну, а потом уже начинает темнеть, журналисты прощаются, сдают пропуска и уходят.
А я могу спокойно попить чай.
Зимой темнеет рано. Да и осенью, и весной приходилось задерживаться….
Вот и читальные залы уже закрываются, ни души вокруг. Закрываю дверь, сдаю ключ, выхожу… Кое-где горит ещё свет – на директорском этаже. А в основном – темное, немного безликое снаружи сталинское здание, которое, тем не менее, хранит немало интересных вещей и загадок.
Дарья Ларионова