Издательский Совет Русской Православной Церкви: В рамках XIX Международных Рождественских Образовательных чтений состоялась научная конференция «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В рамках XIX Международных Рождественских Образовательных чтений состоялась научная конференция «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки» 27.01.2011

В рамках XIX Международных Рождественских Образовательных чтений состоялась научная конференция «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки»

26 января 2011 года в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя состоялась конференция XIX Международных Рождественских Образовательных чтений «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки».

Председателем конференции стал архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ответственным секретарем конференции был избран Заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, Заместитель Председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, игумен Евфимий (Моисеев).

С основным докладом на конференции выступил Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника митрополит Калужский и Боровский Климент.

На конференции выступили: архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и представитель Тамбовской епархии Русской Православной Церкви, проректор Тамбовской духовной семинарии иерей Виктор Лисюнин, который зачитал доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия.

На конференции также выступили с докладами: доктор филологических наук, профессор, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН им. А. М. Горького, Заместитель Председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Марина Ивановна Щербакова; кандидат богословия, преподаватель МДАиС, заведующий библиотекой МДА игумен Дионисий (Шленов); заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина игумен Лука (Степанов); кандидат богословия, исследователь богословского творчества святителя Феофана Затворника иерейАлексий Бурцев; кандидат богословия, преподаватель КДА игумен Маркелл (Павук); доктор филологических наук, сотрудник издательства Свято-Успенского Вышенского монастыря Варвара Викторовна Каширина; преподаватель МДАиС иеромонах Питирим (Творогов); доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова Любовь Дмитриевна Битехтина; преподаватель СПбДАиС иеромонах Геннадий (Поляков); насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря Рязанской епархии монахиня Иулиания (Муравьева); ведущий сотрудник РГАДА Егор Николаевич Горбатов; член Историко-родословного общества, член Русского генеалогического общества Анна Евгеньевна Лукьянова; преподаватель РАО Анатолий Николаевич Свирин; студент МДА Вадим Владимирович Попов.

В основном научном докладе, посвященном аскетическому учению святителя Феофана Затворника, Митрополит Климент выделили цели и задачи аскетического учения святителя, которые заключались в изложении аскетического учения отцов Церкви в качестве практического руководства не только для монашествующих, но и для мирян, в научении современного святителю светского человека основам православного подвижничества.

Владыка Митрополит рассказал о месте аскетического учения в богословии святителя Феофана Затворника, а также о неразрывной связи этого учения с другими разделами богословия — по материалам работ Научно-редакционного совета по изданию творений святителя.

Далее митрополит Климент показал развитие аскетического учения у святителя Феофана Затворника, раскрыл систему аскетики святителя Феофана Затворника по его трудам — «Начертанию христианского нравоучения» и «Пути ко спасению».

Подробно проанализировав содержание этих трудов, Владыка Митрополит выдвинул несколько следующих основных тезисов, в которых заключается обобщение всего учения святителя Феофана Затворника о спасении и подвижническом пути христианина:

1. Целью жизни христианина является спасение души, которое, по мысли отцов Церкви, излагаемой святителем Феофаном, заключатся в стремлении к соединению с Богом и в окончательном соединении с Богом.

2. Аскетизм — есть средство достижения спасения. Это тот путь, который указан Церковью для освящения человека и приближения его к Богу. Следование этому пути требует колоссальной работы над собой, постоянной борьбы с грехом, и более того — требует духовного делания. И тем не менее, этот путь доступен каждому верующему христианину.

3. Каждый христианин, будь он монах или мирянин призван к тому, чтобы идти по этому пути. Не вступивший на него не просвещен духовно — он не знает Бога, а значит и подвергается постоянной опасности впасть в грех и работать диаволу. Потому недостаточно лишь общее знакомство с нормами христианской нравственности. Нужно, пусть и в малом, постоянно, деятельно воплощать в своей жизни слово Евангелия и слово святых отцов.

Выступивший затем с докладом Председатель конференции архиепископ Рязанский и Касимовский Павел отметил значение святителя Феофана Затворника для Русской Православной Церкви в ΧΙΧ веке и сегодня, особо подчеркнув его неразрывную связь со святоотеческой традицией, Священным Преданием Церкви.

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, зачитанный представителем Тамбовской епархии иереем Виктором Лисюниным, был посвящен духовно-просветительской деятельности святителя на Тамбовской кафедре, которую он занимал в период с 1859 по 1863 гг.

В выступлениях докладчиков были затронуты следующие основные темы: составление Летописи жизни и творчества святителя Феофана; гомилетическое наследие святителя, духовно-нравственное учение и общественное служение святителя; богословские взгляды и личные взаимоотношения святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова; пребывание иеромонаха Феофана (Говорова) в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1848–1854 гг.; Свято-Успенская Вышенская пустынь в эпоху затвора святителя; история музея святителя Феофана в этой обители в наши дни.

Председатель конференции и докладчики высказали единодушное мнение о насущной необходимости для Церкви тщательной подготовки и выпуска первого научного издания «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», приуроченного к 200-летнему юбилею святителя Феофана, который будет торжественно праздноваться на общецерковном уровне в 2015 году. В настоящее время подготовка данного издания активно ведется Научно-редакционным советом по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника во главе с Председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Также было принято решение о подготовке сборника докладов конференции «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки».

Повестка конференции

«Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки».

1. Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ. «Аскетизм и спасение в понимании святителя Феофана Затворника».

2. Выступление архиепископа Рязанского и Касимовского ПАВЛА.

3. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. «Святитель Феофан Затворник и духовное просвещение в Тамбовской епархии».

4. Щербакова Марина Ивановна. «Летопись жизни и творений святителя Феофана Затворника — круг вопросов».

5. Игумен Дионисий (Шленов). «Переводческие принципы святителя Феофана на примере трех сотниц преподобного Никиты Стифата из Добротолюбия».

6. Игумен Лука (Степанов). «Затвор как форма общественного служения святителя Феофана».

7. Иерей Алексий Бурцев. «Личные взаимоотношения святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) в контексте их полемики о природе души и ангелов».

8. Игумен Маркелл (Павук). «Святитель Феофан Затворник как проповедник».

9. Каширина Варвара Викторовна. «Проповедь на Тамбовской земле при святителе Феофане Затворнике (по материалам «Тамбовских епархиальных ведомостей)».

10. Иеромонах Питирим (Творогов). «Гомилетическое наследие святителя Феофана Затворника».

11. Битехтина Любовь Дмитриевна. «Методологические основы психологии в учении о духовной жизни святителя Феофана Затворника. (Специфика. Истоки. Развитие)».

12. Иеромонах Геннадий (Поляков). «Учение святителя Феофана Затворника о духовности ангелов и душ в свете святоотеческого богословия».

13. Монахиня Иулиания (Муравьева). «Музей Феофана Затворника как непрекращающаяся проповедь святителя и живая связь его с современностью».

14. Горбатов Егор Николаевич. «Иеромонах Феофан (Говоров) в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1847–1854 гг. (по документам Архива внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД РФ)».

15. Лукьянова Анна Евгеньевна. «Свято-Успенская Вышенская пустынь Тамбовской епархии в эпоху затвора епископа Феофана (Говорова). 1872–1894 гг.» (по материалам Государственного архива Рязанской области).

16. Свирин Анатолий Николаевич. «Темы духовного назидания в письмах епископа Феофана (Говорова) “к почитательнице”. 1866 г.» (по материалам Центрального исторического архива Москвы).

17. Попов Вадим Владимирович. «Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов: богословие и молитва».

1.JPG

2.JPG

планировалось 3.JPG

4.JPG

5.JPG

6.JPG

7.JPG

8.JPG









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru