Издательский Совет Русской Православной Церкви: Джой Ито: «Сеть нуждается в инструментах копирайта»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Джой Ито: «Сеть нуждается в инструментах копирайта» 14.12.2010

Джой Ито: «Сеть нуждается в инструментах копирайта»

Интернет-предприниматель Джой Ито продвигает лицензирование, которое позволит творческим работникам и учёным распространять свои достижения и получать с этого прибыль.

Джою Ито, создателю концепции Creative Commons, 44 года, он предприниматель, готовый идти на риск, сфера его особого интереса — Всемирная паутина. Он был одним из первых инвесторов в Twitter, Technorati, Flickr и Last.fm. Он рос в Японии и США, когда-то был владельцем ночного клуба в Токио и работал диджеем в Чикаго. В 1997 году журнал Time причислил его к киберэлите, а два года назад Businessweek назвал его «одним из 25 наиболее влиятельных людей в Сети».

Г-н Ито занимается вопросами авторского права в цифровой сфере и является президентом компании Creative Commons. Сейчас он работает в Дубае.

— Что представляет собой Creative Commons?
— Это некоммерческая организация, в которой на добровольной основе трудятся юристы и активисты из почти 100 стран мира. Мы создаём программное обеспечение, технические и правовые инструменты, которые позволяют создателям контента размечать свои работы таким образом, что пользователям не нужно каждый раз спрашивать, как они могут использовать материалы: они знают намерения автора. Это снимает препятствия в распространении информации и способствует сотрудничеству.

— Как функционирует СС?
— Creative Commons имеет стандартный набор правовых и технических инструментов для обеспечения интероперабельности. Когда Сеть только появилась, в её основе содержался стандарт открытости, так что каждый мог создать веб-сайт или небольшой стартап. Сеть интероперабельна, что снижает транзакционные издержки при любой операции и стоимость создания материала. А это сокращает стоимость инноваций.

Возьмите, например, такие системы, как Wikipedia, Skype или eBay, — до того, как они были созданы, они могли выглядеть как бредовая идея, а в ретроспективе кажется, что всё было совершенно очевидным. При снижении стоимости всяческих неудач и если позволить всем желающим попробовать что-то сделать, то получится огромное множество инновационных проектов.

Я убеждён в том, что, как только каждый слой транзакции становится более дешёвым и интероперабельным, на следующем слое появляется камень преткновения. Мы продвигались от телекоммуникаций к контентному слою, к тому месту, где появляется много информации, которую можно совместить, — но там мы наткнулись на препятствия юридического характера.

Сейчас, когда у нас полно специалистов по сетевому и программному обеспечению и мы можем направить их на выполнение более интересных задач — на решение возникающих проблем и ликвидацию трудных мест, — мы пытаемся привлечь юристов, чтобы и они могли заняться более интересным делом. Надеюсь, что результатом станет взрыв инноваций в пространстве обмена контентом.

— Не устарели ли наши представления об авторском праве в сегодняшний цифровой век, когда становится легко и недорого копировать и распространять всё что угодно?
— Как президент Creative Commons, я имею очень чёткую позицию: мы на стороне авторского права и работаем в рамках всех правовых ограничений авторского права. Это невероятно, но мы изо всех сил пытаемся в рамках авторского права создать более удобные условия, не нарушая при этом закона и не заставляя тех, кто пользуется авторским правом, вынужденно изменять то, что они сделали. Мы считаем, что открытость здесь гораздо лучше. Мы не уговариваем отдавать даром.

— Как вы думаете, куда нас это приведёт?
— На самом деле я считаю, что модели, созданные нами для реализации права собственности и авторского права, устарели. Я не уверен, что информация — это то же, что и вещь, и поэтому, если ты её отдал, больше у тебя её уже нет. Банан стоит один доллар, ты его отдал, и больше его нет. Но это очень упрощённое представление о том, как работает информационная экономика. Она так никогда раньше не функционировала. Если вы учёный, ваша ценность возрастает с каждой ссылкой на ваши работы. Если вы назначите по доллару за каждое цитирование вашей статьи, это повысит транзакционные издержки. А что вы предпочитаете? Чтобы вам заплатили или чтобы цитировали ваши работы? Ответ очевиден.

Если вы музыкант и диджей должен платить по одному доллару каждый раз, как он хочет кому-то сказать, что ему нравится ваша музыка, будет ли это хорошей бизнес-моделью? Конечно, нет. Привлекать внимание и быть цитируемым — огромная ценность.

Вы должны решить для себя, что более ценно — быть цитируемым или создавать барьеры для доступа к информации и получать деньги. Если вы Мадонна и все знают, кто вы такая, и хотят слушать вашу музыку, тогда, возможно, вы предпочтёте строгое соблюдение авторского права. Но если о вас никто не слышал, но некоторые очень хотят процитировать вас, но платить не станут, тогда лицензия компании Creative Commons, наверно, имеет смысл.

У нас есть шесть разных лицензий с разными ограничениями. Например, вы можете разрешить бесплатное пользование (free sharing) только в некоммерческих целях: многие профессиональные фотографы и музыканты так делают. Таким образом, они могут зарабатывать на коммерческих пользователях, но разрешать любителям бесплатно пользоваться их работой. Существуют способы сохранения такой бизнес-модели. Мы не против зарабатывания денег.

— Вы вложили деньги в некоторые новые крупные стартапы. Какие новые тенденции вы наблюдаете в Сети?
— Рост венчурного капитала в Нью-Йорке и Лондоне — интересное явление. Кремниевая долина практически не реагирует на это. Посмотрите на разработанную у них продукцию и веб-сайты. Стив Джобс из Apple — один из немногих проектно ориентированных людей в Кремниевой долине, именно поэтому ему удаётся реализовывать свои замыслы. Когда мы спрашиваем, как нам привести музеи в онлайн, как финансировать музыку, как осуществлять художественные проекты, очень трудно найти людей в Кремниевой долине, кто бы понимал подобные идеи и намерения. Поэтому многие инновации перемещаются в Нью-Йорк и Лондон.

Ребята, которые создавали открытые источники программного обеспечения, и такие сайты, как Google, поняли эту проблему и то, какие инструменты необходимы для её решения. Для них не представляло труда создать эти новые технологии. Проблема журналистов, художников, кураторов проектов и учёных заключается в том, что они не умеют работать с интернетом. Со временем программное обеспечение становится всё легче для понимания. Художник или учёный сейчас уже за выходные мог бы набросать проект веб-сайта. Если для кого-то интернет был раньше «чёрным ящиком», то вскоре это будет по-другому, появится ещё больше инноваций.

— Почему сейчас вы живёте в Дубае?
— На Ближнем Востоке много проблем, но много и денег, даже если они распределены не лучшим образом. После 11 сентября многие таланты вернулись назад. Вот, например, возьмём Бейрут. Экосистеме потребуется совсем немного времени, чтобы проникнуть туда, но это обязательно случится, а задача венчурного капитала — попасть туда раньше, чем это произойдёт.

Оригинал статьи: The Guardian. Автор текста: Алекс Кротоски для The Observer.


Справка:

Все 6 современных лицензий Creative Commons позволяют:

  1. частичное копирование, распространение, демонстрирование и исполнение творческих работ для некоммерческих целей;
  2. переводить работы в другой формат с условием, что пользователь дает должную атрибуцию подлинного автора и приводит ссылку на лицензию.
  3. тот, кто предоставляет право пользоваться объектом авторского права (лицензиар), может установить ограничение права — только на некоммерческое использование лицензированных работ, либо разрешить повторное использование и распространение результатов его творчества в коммерческих целях.


Более того:

  • Автор может определять наличие возможности распространения или исполнения производных работ (ремиксов музыкальных произведений, модификаций исходного текста программ).
  • Можно также установить право распространять производные работы при условии, что они в свою очередь также будут подлежать той же лицензии Creative Commons, то есть распространение на тех же условиях.
  • Все лицензии сформулированы таким образом, чтобы не ограничивать права добросовестного использования и других авторских прав.
  • Лицензии не исключительны и имеют силу в течение всего времени действия полученных прав. Если работа однажды лицензирована, то ее лицензия уже не может быть аннулирована впоследствии.
  • Лицензиар заключает отдельный договор лицензирования с каждым пользователем (лицензиатом).
  • Организация Creative Commons® не является стороной лицензионного договора, и не может выступать гарантом качества лицензируемой работы.
  • Лицензии допускают общественное сотрудничество с использованием добровольных методов.

Базовые элементы

В отличие от различных лицензий на свободное ПО (например, GNU GPL), лицензии Creative Commons гораздо более удобны для фотографий, рисунков, коротких текстов и т. п., так как они не требуют распространения вместе с произведением сопроводительного текста с условиями лицензии, достаточно буквенного кода из базовых элементов.

Лицензии Creative Commons состоят из следующих ограничительных «базовых элементов»:

Creative Commons Attribution icon CC-BY: требуется упоминание авторства использованной работы способом, указанным автором или, при отсутствии такового, предусмотренным лицензией. При отсутствии других элементов результат может распространяться под другой лицензией, например, более закрытой.

Creative Commons Noncommercial icon CC-NC (Noncommercial): запрещается использование в целях получения прибыли.

Creative Commons No Derivative Works icon CC-ND (No Derivative Works): запрещается делать производные работы.

Creative Commons Share Alike icon CC-SA (Share-alike): распространение, копирование и модификация произведения разрешается на том условии, что модифицированные произведения также будут распространяться на условиях этой же лицензии (всех её элементов) — то есть, запрещено добавлять элемент ND и, при отсутствии такового, NC.

Эти базовые элементы можно комбинировать.

Основные комбинации базовых элементов лицензий Creative Commons

Традиционно используются следующие шесть вариантов комбинаций. Все они требуют указания авторства (ранее использовались лицензии, не требующие этого, но Creative Commons перестала их поддерживать).

Приведённые ниже условия лицензий являются неформальными, в них легко разобраться неспециалистам. Создатель Creative Commons, Лоуренс Лессиг, называет их «human readable» (англ. понятные человеку). Но они не имеют юридической силы, поэтому для каждой из них сформулированы корректные формулировки в рамках местного законодательства, по выражению Лессига — «lawyer readable» (англ. понятные юристу). Таким образом, система лицензий удобна и для пользователей, и для юристов. Сейчас лицензии Creative Commons адаптированы для 53 стран и для 2 стран находятся в стадии проекта.

Ниже приведены лицензии, которые в основном упорядочены от имеющих больше ограничений к менее ограничивающим использование (в некоторых ситуациях CC BY-NC[-SA] более свободны, чем CC BY-ND).

Свободные

Данные лицензии по некоторым определениям свободы (в частности, Определению свободных произведений культуры) являются свободными, хотя, например, проектом Debian лицензия CC-BY-SA 2.5 считается несвободной.

Creative Commons Attribution icon Attribution (BY) — Лицензия «С указанием авторства».

Эта лицензия позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения. Это наиболее свободная лицензия, с точки зрения того, что могут делать с произведением пользователи.

Creative Commons Attribution icon Creative Commons Share Alike icon Attribution — Share Alike (BY-SA) — Лицензия «С указанием авторства — С сохранением условий»

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение даже в коммерческих целях при условии указания авторства и лицензирования производных работ на аналогичных условиях. Эта лицензия является копилефт-лицензией. Все новые произведения, основанные на лицензированном под нею, будут иметь аналогичную лицензию, поэтому все производные будет разрешено изменять и использовать в коммерческих целях.

Несвободные

Работы под данными лицензиями не подходят под Определение свободных произведений культуры.

Creative Commons Attribution icon Creative Commons No Derivative Works icon Attribution — No Derivative Works (BY-ND) — Лицензия «С указанием авторства — Без производных»

Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.

Creative Commons Attribution icon Creative Commons Noncommercial icon Attribution — Noncommercial (BY-NC) — Лицензия «С указанием авторства — Некоммерческая»

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, и хотя для производных работ сохраняются требования указания авторов и некоммерческого использования, не требуется предоставления третьим лицам аналогичных прав на производные от неё.

Creative Commons Attribution icon Creative Commons Noncommercial icon Creative Commons Share Alike icon Attribution — Noncommercial — Share Alike (BY-NC-SA) — Лицензия «С указанием авторства — Некоммерческая — С сохранением условий»

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Creative Commons Attribution icon Creative Commons Noncommercial icon Creative Commons No Derivative Works icon Attribution — Noncommercial — No Derivative Works (BY-NC-ND) — Лицензия «С указанием авторства — Некоммерческая — Без производных»

Данная лицензия имеет наибольшие ограничения среди шести основных лицензий, разрешающих свободное распространение произведения. Эту лицензию часто называют лицензией «бесплатной рекламы», поскольку она позволяет другим получать и распространять произведение, до тех пор пока они упоминают автора и ссылаются на него, но они не могут ни под каким видом изменять произведение и использовать его в коммерческих целях.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru