Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Калужский и Боровский Климент 27 октября выступил в РАН с докладом

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

29.10.2010

Митрополит Калужский и Боровский Климент 27 октября выступил в РАН с докладом

27 октября в РАН состоялось научное заседании, посвященное 80-летию со дня рождения академика Николая Николаевича Болховитинова, по теме "Научное наследие академика Н.Н.Болховитинова". Митрополит Калужский и Боровский Климент выступил в РАН с докладом «Изучение первоначального распространения православия на Аляске в трудах академика Н.Н. Болховитинова»

Председатель Издательского Совета

Русской Православной Церкви

Митрополит Калужский и боровский Климент


27 ноября 2010

Изучение первоначального распространения Православия на Аляске

в трудах академика Н. Н. Болховитинова

Уважаемые члены ученого сообщества!

Мы собрались здесь, чтобы вспомнить великого ученого, академика Н. Н. Болховитинова, положившего много трудов на изучение российско-американских отношений и особенно истории русского присутствия на Аляске. Хотя основной темой исследования была у него деятельность РАК и гражданская история, но он не обошел стороной и деятельность Церкви на Аляске. Являясь крупнейшим исследователем истории Русской Америки, он внес неоспоримый вклад в изучение распространения русской духовной культуры среди ее автохтонного населения. В частности, что особенно важно, он первым из светских историков отечественной школы исследовал вопрос о распространении Православия на территории современной Аляски до момента прибытия в ее пределы духовной миссии. Первой его публикацией по этому вопросу является статья «У истоков православия в Северной Америке», которая вошла в «Американский ежегодник» за 1993 г. В этой статье он исследует самое начало процесса распространения православных традиций среди автохтонов Аляски, приводя те моменты, которые были мало или совсем не изучены ранее.

Необходимо отметить, что в начале 1990-х для издания подобного материала от ученого требовались смелость и твердая позиция. В советское время все авторы научных работ обязаны были демонстрировать непримиримость к религии, что мы встречаем в его более ранней работе «Россия открывает Америку. 1732 — 1799», вышедшей в 1991 г. В ней, в соответствии с требованием того времени, Церковь преподносилась как институт невежества. Так, в книге отмечалось, что Церковь призывала бороться с молнией при помощи колокольного звона[1], а в упоминании о направлении на Аляску духовной миссии проскальзывал скепсис по поводу их помощи колонии. Но это, можно сказать, не его убеждение и даже, может быть, не его слова, а требование цензуры того времени. С ослаблением идеологического гнета, как только отпала обязательность атеистического характера научной литературы, ученый первым приводит факты, доказывающие, процитирую, «что распространение православия в русских владениях в Америке совпадает по времени с процессом открытия и освоения Алеутских островов и американского побережья русскими купцами, промышленниками и мореплавателями», и добавляет: «поскольку подавляющее их большинство были православными»[2], безошибочно указывая главную причину указанного явления.

Последнее замечание, казалось бы, очевидный факт, но и ему найдено доказательство благодаря наблюдательности ученого. «В самих названиях русских судов, участвовавших в открытии и колонизации Северной Америки, — пишет он, — вполне определенно просматривались христианские идеи и традиции»[3], а на борту этих кораблей находились «иконы и церковные книги, необходимые для совершения тех богослужений, которые участники экспедиции могли проводить сами, без священника»[4].

Далее в статье приводится целый ряд свидетельств из опубликованных источников и архивных документов о крещении автохтонов Аляски прибывавшими из России мореплавателями, промышленниками и купцами. Это и мореход Михаил Неводчиков, доставивший на Камчатку жителя о-ва Атту, который был крещен с именем Павел в Большерецке 1 августа 1747 г. Это и упоминаемый святителем Иннокентием Андреян Толстых, который первым начал крестить жителей Андреяновских островов. Это и Степан Глотов, который стал крестным отцом племянника главного тойона острова Умнак, а также крестивший жителя острова Кадьяк с именем Александр Попов. «В целом же не приходится сомневаться, что русские купцы и мореходы неоднократно привозили на Камчатку и крестили отдельных жителей Алеутских островов»[5], — эти свои слова академик Болховитинов доказал, продолжив впоследствии перечень приведенных им фактов[6].

В рассматриваемой статье ученый также приводит свидетельства о том, что русские прививали автохтонам церковные традиции, совершая вместе с ними молитвы, а также проводили духовно-просветительскую работу, разъясняя им основные понятия христианского закона. «Очевидно, что при основании первых русских поселений на Уналашке и Кадьяке местные жители получили возможность познакомиться с началами христианской веры, были крещены и участвовали в богослужении вместе с русскими. …Речь идет не об единичных фактах обращения в веру, а об определенной, хотя и не слишком многочисленной группе верующих (несколько десятков человек)»[7]. Таким образом, академик Болховитинов отметил наличие на Аляске христианских общин, в которые входили местные уроженцы. Эти общины существовали на Аляске до начала деятельности там Первой духовной миссии благодаря тому, что миряне, входившие в состав промысловых экспедиций, находясь вдали от храмов, сохраняли христианскую веру и православные традиции. «Таким образом, — писал он позже, — помимо всякого рода злоупотреблений, жестокости и эксплуатации русские колонизаторы… несли с собой в Америку и «проповедь Слова Божьего». В свою очередь алеуты по своему характеру и обычаям оказались весьма восприимчивы к принятию христианских добродетелей»[8].

Кроме мирян крещение автохтонов Аляски совершали священники, присутствовавшие на кораблях правительственных экспедиций. Этот факт также не ускользнул от внимания ученого. Он приводит свидетельство священника Василия Сивцова, который в 1790 — 1791 гг. совершал плавание к Алеутским островам на корабле «Слава России» секретной экспедиции под командованием Биллингса и Сарычева. Также он поднимает вопрос о присутствии священника на кораблях Второй Камчатской экспедиции, открывших берега Аляски в 1741 г. Следует признать, что, несмотря на пристальное изучение этого крайне интересного вопроса, в результате чего были выявлены имена священнослужителей, назначенных в состав Второй Камчатской экспедиции, а также доказано наличие походных церквей в ее отрядах[9], пока можно только признать справедливость оценки академиком Болховитиновым сообщения американских авторов о совершении Божественной литургии у берегов Аляски летом 1741 г.: «В принципе такое событие исключить нельзя, — пишет он, — хотя прямого документального подтверждения обнаружить пока не удалось»[10].

Наконец, как аналитик, академик Болховитинов точно определил место деятельности Первой духовной миссии в процессе первоначального распространения Православия среди автохтонов Аляски, назвав ее кульминацией, а не началом. Общение местных жителей с русскими мореходами, купцами и промышленниками в течение полувека подготовило туземное население к деятельности духовной миссии, чем объяснялся быстрый успех миссионеров, когда «в течение года были крещены 6740 человек и осуществлено 1573 бракосочетания»[11]. Вот почему «прибытие миссии архимандрита Иоасафа в 1794 г. на Кадьяк было не только отправным пунктом, но и своего рода завершением, или, точнее, кульминацией процесса первоначального просвещения и христианизации туземного населения Аляски»[12].

Таким образом, веское слово исследователя, подтверждаемое опубликованными источниками и архивными документами и аналитический подход к изучению исторических процессов закрепили за академиком Болховитиновым пальму первенства в исследовании современной светской наукой вопроса о первоначальном распространении Православия на Североамериканском континенте. Вечная ему память.



[1] В советское время критика в адрес религии, а точнее религиозных истин и религиозного восприятия жизни, была обязательной, и даже в некоторой мере была критерием благонадежности. Антирелигиозные пассажи должны были включаться в каждый издаваемый труд, включая научный. Это касалось даже издания архивных материалов. Например, в сборнике документов «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в.» (М.: Наука. Гл. редакция восточной лит-ры, 1989) при публикации письма Г. И. Шелихова А. А. Баранову от 9 августа 1794 г., как сказано в комментарии, намеренно «опущен текст о строительстве и названии церквей» (С. 330). В статье Р. В. Макаровой«Экспедиции русских промышленных людей в Тихом океане в XVIII веке» (Вопросы географии. М.: изд-во геогр. лит-ры, 1950. Сборник 17-й. История географических знаний) слово «святой» исключено из названий русских купеческих судов и даже о-вов Прибылова (С. 32).

[2] Болховитинов Н. Н. У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII века — 1794 год) // Американский ежегодник 1993. М., «Наука», 1994. С. 129.

[3] Болховитинов Н. Н. Указ соч. С. 129.

[4] Болховитинов Н. Н. Указ соч. С. 130.

[5] Болховитинов Н. Н. Указ соч. С. 129.

[6] См. История Русской Америки (1732—1867) / Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. Т. 1. М.: Междунар. отношения, 1997. С. 254. В ходе изучения данного вопроса были найдены и другие упоминания имен крещенных автохтонов Аляски в опубликованных источниках и во вновь выявленных документах, например: Иван Галкин (1791 г. сентября 1. — Наставление Г. А. Сарычева сержанту геодезии О. Худякову об описании побережья о-ва Уналашка, исследовании о-вов Умнак, Акутан, Унимок // Русские экспедиции. М., 1989. С. 301), Василий Сивцов и Петр Ковригин (1792 г. июля 15. — Рапорт И. И. Биллингса И. А. Пилю о переписи населения Андреяновских островов и обложении ясаком. № 184 // Русские экспедиции. М., 1989. С. 310), Николай Луканин (РГАДА. Ф. 248. Д. 4383. Л. 467; История Русской Америки (1732—1867). Т. 1. С. 272), Полутовы Николай (РГАДА. Ф. 248. Д. 4383. Л. 428об.) и Зосима (РГАДА. Ф. 248. Д. 4383. Л. 408об.).

[7] Болховитинов Н. Н. Указ соч. С. 128.

[8] История Русской Америки (1732—1867). Т. 1. С. 255.

[9] См. Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 23—24, 26; Митрополит Климент (Капалин). К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). С. 221—222; «Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства». Письма капитан-командора В. Беринга епископу Иркутскому и Нерчинскому Иннокентию (Нероновичу). 1734—1735 гг. (Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский) // Исторический архив. М., 2010. № 3. С. 199—206.

[10] Болховитинов Н. Н. Указ соч. С. 129.

[11] Болховитинов Н. Н. Указ соч. С. 127.

[12] Болховитинов Н. Н. Указ соч. С. 131—132.



logoran1.gif

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 

ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 

ЦЕНТР СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИСТОРИКОВ-АМЕРИКАННИСТОВ 

 

 

 

 

Научное наследие академика Николая Николаевича Болховитинова 

заседание, посвященное 80-летию со дня рождения 

          

Программа выступлений: 

Акад. Тишков В.А. «Слово о Н.Н.Болховитинове 

Акад. Чубарьян А.О. « Н.Н.Болховитинов – ученый и человек» 

Митрополит Калужский и Боровский Климент «Изучение первоначального распространения православия на Аляске в трудах академика Н.Н. Болховитинова» 

Проф. Согрин В.В. «Научное наследие Н.Н.Болховитинова и задачи
отечественной американистики» 

Д.и.н. Курилла И.И. «Память о Н.Н.Болховитинове и профессиональное сообщество отечественных американистов» 

К.и.н. Журавлева В.И. «Роль Н.Н.Болховитинова в диалоге американистов России и США» 

Д.и.н. Петров А.Ю. «Н.Н.Болховитинов и изучение истории Русской Америки и российско-американских отношений» 

Д.и.н. Шпотов Б.М. «Вклад Н.Н.Болховитинова в изучение экономической истории США нового времени» 

Д.и.н. Коленеко В.А. «Н.Н.Болховитинов как организатор научной школы «Северная Америка и ее отношения с Россией» 

Свободные выступления. 

 

Здание Президиума РАН, Синий Зал (3-й этаж), 27 октября, 15 час. 


Болховитинов.jpg

Болховитинов, Николай Николаевич

 

Один из главных трудов: «История Русской Америки» в 3-х томах, он – ответственный редактор.

Николай Николаевич Болховитинов

Родился: 26 октября 1930 г.

Место рождения: г. Москва

Дата смерти: 1 октября 2008 г.

Научная сфера деятельности: американистика, история США.

Место работы: Институт истории АН СССР, Инстиут всеобщей истории АН СССР.

Ученая степень: доктор исторических наук.

Ученое звание: академик РАН.

Ивестен,как крупнейший специалист по русско-американским отношениям.

Удостоен Государственной премии Российской Федерации:

30px-RusStatePrize.jpg










Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru