Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Вопрос, не теряющий актуальности: кем быть?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Вопрос, не теряющий актуальности: кем быть? 16.04.2024

Митрополит Климент: Вопрос, не теряющий актуальности: кем быть?

Середина апреля, полным ходом идут занятия последней четверти в школах, ученикам 11 класса скоро предстоит выбрать: кем быть в будущем? Этот вопрос ежегодно встает перед тысячами молодых людей и их семьями. Школа остается позади, нужно определить свой дальнейший жизненный путь, определяться с профессией. И это решение очень важное. Получить знания в области точных наук, пойти по пути изучения интеллектуальных технологий, стать историком, педагогом, врачом, священником или надеть форму и защищать отечество. Это выбор будущей своей жизни, который надо полюбить и которому надо отдать все свои силы.
Выпускники этого года совсем скоро начнут сдавать экзамены. Безусловно, от сдачи их и набранных баллов во многом зависит, в какой вуз поступят, а поэтому немало юношей и девушек выбирают не два предмета (в придачу к обязательным), а больше, потому что хотят пробовать поступить на разные направления, т.к. еще до конца не определились, чем больше хочется заниматься во взрослой жизни.
Сейчас, когда экзамены уже определены, а выбирают предметы после окончания 10 класса, во многих семьях продолжается обсуждение, куда поступать, чему отдать предпочтение, на подготовку к каким экзаменам бросить все свои силы.
Родителям, дедушкам, бабушкам кажется, что им, как людям более опытным, виднее, какую специальность следует выбрать сыну или внуку. Подключаются к обсуждению не столь близкие родственники и друзья семьи. Безусловно, все советуют из добрых побуждений – как сами их понимают. Кто-то уговаривает идти учиться именно на ту специальность, где у работников сейчас высокая зарплата. Кто-то говорит, что специальность должна быть престижная. Кто-то предлагает выбрать что-то не очень сложное, не предполагающее постоянного тяжелого умственного или физического труда. Кто-то уверен, что сын или внук просто обязан продолжить семейную династию.
Однако такие советчики забывают о главном: что и престижность специальностей, и доходы их представителей могут меняться с течением времени, и нелюбимое дело, которое сегодня выбрано только потому, что оно обещает высокие доходы, очень скоро может стать вовсе не таким доходным, потому что многое изменится. Выбранная «легкая» специальность может вызывать у человека, которому она неинтересна, скуку и постепенное угасание его способностей, а если бы он выбрал то, что больше ему соответствует, то и способности были бы востребованы и сам человек развивался бы, да и работать, хотя было бы труднее, но несравнимо интереснее. Кто-то уговорит дочь пойти учиться, а потом и работать по определенной специальности, потому что в этой сфере есть хорошие знакомые, которые могут помочь, но эти люди со временем на пенсию уйдут, и человек окажется в чужой ему сфере, и рядом никого не будет, кто бы поддержал. Совершенно очевидно, что сын и внук – не копия родителей и дедушек. Он может с уважением относиться к профессии отца или бабушки, к их труду, но для себя хотел бы совсем иною профессию. В этом нет ничего плохого. Воровать, работать недобросовестно – плохо, и это очевидно. А работать честно и хорошо, но не в той области, что старшие родные, совершенно нормально, и родные сегодняшних выпускников должны об этом помнить.
Если говорить о самих выпускниках, то у них нередко другая крайность. И она свойственна не только школьникам, но и порой студентам, закончившим обучение и выбирающим дальнейший путь. Их желания и ожидания от жизни нередко далеки от реальности. В чем это выражается? Порой юные люди еще не определились с тем, чем именно они хотели бы заниматься и чему учиться, а набор ожиданий от жизни и пожеланий велик. При этом молодой человек не готов приглядываться к реальной жизни, учитывать чей-то опыт, а ждет и надеется, что все должно сложиться именно так, как он думает.
Выпускники школ на пороге взрослой жизни, выпускники бакалавриата – уже в неё вступили. Это в наши дни юность и молодость становятся все дольше, дольше. Традиционно в эти годы человек считался молодым, но при этом взрослым. И странно не понимать, что не существует профессии, где тебе будет нравиться все и всегда, где тебе всегда будет интересно, все будет получаться, на работу ты всегда будешь бежать в радостном предвкушении, а с работы уходить в состоянии легкой, но приятной усталости и с приподнятым настроением. Не существует учебного заведения, где тебе будут неизменно нравиться все учебные дисциплины, все преподаватели будут вести свои предметы на одинаково высоком уровне и именно так, как для тебя предпочтительнее, а каждая лекция и каждый семинар будут пролетать на одном дыхании в атмосфере живейшего интереса.
Но сколько юных людей сегодня быстро начинают жаловаться: «не мое», «неинтересно», «хочу что-то другое». Знаю молодых людей, которые успели поучиться трем разным специальностям, но не закончили обучение нигде. Еще в школе стоял выбор между двумя сферами знаний. По поводу одной из них и учительница по предметам этого цикла, и знакомые, работавшие в этой области, осторожно советовали присмотреться к чему-то другому, т.к. особых способностей в этой сфере не было, но выпускница выбрала именно это. Родители оплатили подготовку. Удалось поступить. Через некоторое время – «не мое», все-таки пойду пробовать что-то альтернативное. Через некоторое время девушка поступила. Вроде бы сбылось желаемое. Но и там долго учиться не проучилось. Снова что-то не так. И вот уже третье направление учебы, но и оно не закончено. Все три вуза «не те»? Все три разные направления учебы не подошли? Нет, ожидания были нереалистичными.
Юный человек порой сам не знает, чего именно ему хочется, какому реальному труду он готов посвятить свою жизнь. Порой он уверен, что хочет заниматься именно этим, но имеет слабые представления о профессии, которая кажется такой желанной, или не хочет думать о своих реальных возможностях. Бывает, человек говорит: «Хочу только в этот вуз, на этот факультет, на эту специальность». Это говорит не человек, который держит в руках золотую медаль, все экзамены сдал на максимум баллов и внутренний конкурс вуза уже прошел тоже отлично. Это говорит человек, который не является медалистом, экзамены сдал еще не все, а за уже сданные еще не знает свои баллы, да и в программе для внутренних испытаний вуза ему понятно и знакомо не все, а ранее у него не было возможности попробовать свои силы в желаемой сфере или хотя бы увидеть реальную работу в ней. Означает ли это, что и пробовать стать студентом такого факультета не надо? Не означает. Но параллельно с такой желанной (пока в теории) специальностью почему бы не подобрать для себя альтернативные варианты, постараться узнать о них больше, а не отмахиваться? Нередко бывает, что мы в теории полагаем, что нам нужно именно это, а на практике оказывается, что нам больше подходит что-то другое.
Старшие родные должны помнить: профессию, жизненный путь, направление обучения выбирает все-таки их сын или внук, а не они. Обсуждать, советовать, приводить аргументы нужно, а решать за него, без учета его способностей, данных ему Богом талантов – неправильно.
Юным людям следует опираться на свои способности (таланты), но одновременно помнить о своих возможностях и учиться видеть реальности мира, а главное  не забывать Бога, ибо таланты Он дает каждому, и они индивидуальны.
Не забывайте, учеба – это труд. И в учебе, и в работе есть рутина, но это реальность, без которой не обойтись, и ее надо выполнять. Мечтательность и греховна, и опасна, ибо она не дает воспринимать жизнь в реальности. Выбирая профессию, старайтесь больше о ней узнать. Труд, который вы сегодня выбираете, это на всю жизнь, и он должен приносить пользу другим, должен делать жизнь других в чем-то лучше.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru