Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Поединок души

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Поединок души 19.03.2024

Митрополит Климент: Поединок души

Настал Великий пост. В течение семи недель мы будем готовиться к празднику Пасхи Христовой. В эти первые дни поста Церковь в своих песнопениях призывает: «Возсия весна постная, очистим убо себя от всякия скверны…». Действительно, пост, по словам святых отцов, это духовная весна для человека, это ликование души. Радость поста вызвана не только мыслями о предстоящем празднике Христова Воскресения, а и нашей возможностью восстать от греховной жизни и пойти к Отцу, как это сделал младший сын в притче о блудном сыне (см. Лк. 15: 11-24). Пост – это время, когда каждый из нас может участвовать в битве за свое будущее, вести сражение со своими собственными страстями.

С наступлением первой недели Великого поста – благодатного времени позаботиться о собственной душе – каждый в мыслях желает быть лучше, духовно возрастать, но в действительности нередко это остается лишь мечтой или простым рассуждением. Причем, мы говорим, что надо отказаться от плохих поступков, порочных мыслей, обещаем это на исповеди, нам даже кажется, что мы намерены жить по заповедям, только все это откладывается на неопределенное время. А сколько его остается у каждого человека? «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» (Пс. 38: 5).

Святитель Феофан Затворник, настаивая на исправление, говорит: «Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора этому конец положить».

С приходом Великого поста у нас наконец появляется возможность решиться и сделать шаг навстречу Богу и своему духовному успеху в дальнейшем, доказать свою любовь к Нему не на словах, а на деле. Для этого необходимо проанализировать собственную жизнь, подумать, что нам мешает быть со Христом больше всего? Может, мы любим подолгу обсуждать знакомых, вести пустые разговоры или наслаждаться вкусной едой, а может все наше свободное время занято «зависанием» в гаджетах? «Любимый» соблазн – это крючок, искусно подброшенный врагом, чтобы пленить нашу душу.

Необходимо расстаться с этой греховной привычкой, отбросить ее от себя. Как это сделать? Важно запомнить правило: не спеши, но будь постоянным в своих действиях. Как в процессе изучения иностранных языков: тот, кто учит слова и правила понемногу, но  постоянно,  скорее достигнет цели, чем тот, кто запоминает большие тексты, но однажды. Попробуем ограничить себя в малом — отказаться от вкусных пирожных, не «висеть» часами на телефоне или в соцсетях, а взять Евангелие почитать или житие своего святого, или просто хорошую книгу, которая научит правильной жизни. И делать это постоянно, пока не привыкнешь к чтению, или ограничение в пище постом не станет нормой, и делаться это будет без всяких сложностей.

Второе важное правило: оставив греховную привычку однажды, не возвращайся к ней. Помнить, если уступишь раз, за ним последуют еще неоднократные падения, а, следовательно, душа умрет для вечной жизни, уйдешь отсюда с нераскаянным грехом, предпочтешь Богу одноразовое наслаждение, которое в нескончаемом веке станет мукой для тебя.

Не думай, что преодолеть искушение будет просто, ведь мы сами порой желаем поддаться греху, который обещает сладость. Это станет настоящим поединком нашей души с врагом рода человеческого, и победить в ней сможет лишь тот, кто обращается за помощью к Христу, уповает на Него и очищает себя покаянием.

Благодаря внутренней борьбе со страстью укрепляется воля человека, вновь появляются благие помыслы и, по словам святителя Феофана, «ум становится зрячим». Когда мы поддаемся собственным желаниям, то видим перед собой только грех, но, когда побеждаем страсть, все плотское уходит на второй план и нам открывается Господь. Пусть наступивший пост, с помощью Божией, станет для всех нас новым этапом, следующей ступенью в духовной жизни. И лучше всего в этом научают емкие слова Спасителя о важности начала противостояния греху именно в уме и сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7: 21-23).

«Вечерняя Москва»

 










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru