Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О человеке и книге

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: О человеке и книге 27.02.2024

Митрополит Климент: О человеке и книге

Роль книги в жизни современного общества огромна. Человеку, научившемуся читать, становится доступен опыт многих поколений, сокровищница знаний, мудрости, сведения из самых разных областей. Ему доступны строки человека, жившего столетия назад или живущего за тысячи километров. Он может вникнуть в строки Евангелия, познавая смысл своей жизни, и наслаждаться лучшими художественными произведениями мировой словесности.

Человек читающий обладает хорошей эрудицией, он умеет размышлять, делать выводы, находить нужные сведения, анализировать прочитанное и услышанное.

В последние десятилетия мы нередко слышим о том, что молодежь, подростки, дети почти не читают в сравнении с родителями, их бабушками и дедушками, когда те были в их возрасте. Мы также слышим, что у многих молодых людей, не читавших в юные годы, сформировалось клиповое мышление, что воспринимать большие тексты и работать с ними они не умеют, что им удобнее работать с небольшими текстами, в которых есть картинки, или только с изображениями. Подается это так, как будто бы все уже произошло, все процессы идут необратимо, никак повлиять ни на что нельзя, ничего поделать ни с чем нельзя – остается принять и учитывать.

Странно было бы согласиться с этим. Совершенно очевидно, что мышление каждого человека в зависимости от его возраста проходит разные этапы развития. Разные виды мышления свойственны разным возрастным периодам. И немалую роль в развитии мышления играет то, как его развивали и развивали ли. Например, мозг юноши уже готов к абстрактному, словесно-логическому мышлению, к восприятию просто текста, длинного, содержательного, без картинок – при необходимости человек сам способен представить то, что требуется.Но будет ли все так, как должно быть, если юный человек привык все воспринимать, например, через презентации, где немного текста и много изображений, и видеоролики? Может и не быть, потому что процесс обучения шел с неизменной опорой на наглядность, хотя наглядно-образное мышление в этом возрасте уже не является единственно доступным. Поэтому интерес к книге, развитие мышления, разных его видов, умение воспринимать большие тексты, работать с ними у школьников в огромной степени зависит от готовности взрослых работать над этим. Родители должны это осознавать, а не твердить как аксиому, что «дети не читают», «у них другое мышление».

Издательский совет Русской Православной Церкви проводит детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Каждый год к нам приходит более тысячи творческих работ – и мы видим, какими способными, интересными, думающими авторами могут быть современные подростки. О каких важных вопросах они задумываются. Насколько они начитаны, каков их кругозор. И понимаем: пессимистический настрой – выбор человека, которому так проще. Реальность же такова: в наши дни немало интересных, творческих, читающих, умеющих размышлять подростков, и нужно создавать условия, в которых их пробы пера не остаются просто в столе или в компьютере, а могут быть напечатаны. Нужно создавать условия, при которых думающий и читающий подросток точно знает: среди его современников, людей его поколения таких немало, им есть о чем поговорить, они могут делать что-то полезное, развивать свои способности, обмениваться впечатлениями от книг, спрашивать совета у опытных авторов.

Наш передвижной культурно-просветительский проект «Русские писатели: путь к Богу» приходит в разные аудитории. Проходят семинары для педагогов, методистов, библиотекарей, лекции в вузах, просветительские беседы для широкой и разновозрастной аудитории. Но чаще всего встречи проводятся со школьниками. По количеству участников школы заметно опережают все другие организации. В 2023 году проект работал в Москве, в Калужской и Московской области, в Ярославле. Более трех тысяч человек было охвачено. И точно могу сказать: не было ни одной встречи, где слушатели не заинтересовались бы уникальными изданиями, которые к ним привозим. Три прекрасных издания фонда «Возрождение Тобольска» составляют центр этого проекта: точнейшие воспроизведения Евангелия, принадлежавшего Федору Михайловичу Достоевскому, а также «Сибирской тетради», «Сибирских писем» Ф.М. Достоевского и рукописи А.П. Чехова «Остров Сахалин». Это все традиционные бумажные книги. Как загораются глаза школьников, когда они листают эти издания. С каким интересом стараются они прочитать в рукописях слова и предложения, сравнивают страницы Евангелия и описания пометок, сделанных рукой писателя.

Рассказ о писателе, содержательный, информативный, не повторяющий школьную программу, составленный с учетом возраста слушателей, не оставляет подростков равнодушными: писатели и созданные ими произведения становятся гораздо ближе. И стереотип о том, что современные подростки книгами не интересуются, что мышление у них клиповое, что просто слушать и просто читать им не будет интересно, рассыпается на глазах.

Современные дети, подростки, молодежь могут и должны идти по жизненному пути с хорошей книгой – помощником, советчиком, собеседником. Мы, взрослые, можем и должны помогать им в этом. Как это делать? Вместе с ними читать и обсуждать прочитанное. Мы можем и должны делать то, что в наших силах. И тогда можно надеяться, что любовь к книге будет идти из века в век и дальше.

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru