Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О прибавлении разума

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: О прибавлении разума 13.02.2024

Митрополит Климент: О прибавлении разума

Ученик 3 класса Федя обращается к Богу с такой просьбой: «Можешь Ты мне дать ума и разума?»
Неизвестно, почему у Федора возникла такая просьба, но прочитав ее, мне сразу приходят на память слова Самого Господа Иисуса Христа. Он говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7: 7-8).
У многих школьников возникает такая проблема: не хватает разумения понять то, что надо понять, и выучить то, что надо выучить. И даже у будущих святых такое бывало. К примеру, когда великий русский святой, преподобный Сергий Радонежский, был маленьким, ему плохо давалась грамота. Уже младший его брат бегло читал, а он – никак не мог её освоить. Что было делать? Варфоломей (так тогда звали преподобного Сергия) и сам старался, и Богу молился, чтобы Он помог. И однажды Господь помог. Как именно – описано в житии преподобного Сергия.
Ещё у одного русского святого – праведного Иоанна Кронштадтского совсем не ладилась учёба. Его отец был очень бедным человеком. Ивану очень жалко было отца: он видел, с каким трудом тот зарабатывает деньги на его обучение. А отрок Иван, хотя и старался учиться изо всех сил, получал только плохие оценки. Тогда в школе спрашивали строго, не ответил – два, а то и кол поставят. И мальчик скорбел, что отец даром тратит свои медные гроши. Но он не отчаивался и молился Богу, просил Его о помощи. Продолжал молиться и тогда, когда, казалось, Бог не отвечает, не слышит. И… по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из сказанного на уроке. Такая тоска на него напала! Что же он тогда сделал? Он продолжал сам стараться и усилил свою молитву. Сам праведный Иоанн, будучи уже взрослым, вспоминал об этом: «Я упал на колени, принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего… У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже о чём и что он говорил. И легко, радостно стало на душе. Никогда я не спал так спокойно, как в ту ночь. Чуть засветлело, я вскочил с постели, схватил книги и – о счастье! – читаю гораздо легче, понимаю всё, а то, что прочитал, не только понял, но хоть сейчас рассказать могу».
И в классе Иван сидел уже гораздо увереннее – всё понимал, всё оставалось у него в памяти. Дал ему учитель задачу по арифметике – он её решил, учитель был удивлён и похвалил его. С каждым днём Ваня креп в учёбе, навёрстывал упущенное. Он перестал быть последним учеником, очень хорошо закончил курс обучения в училище и одним из первых был переведён в семинарию, уже на казённое обучение.
Это – пример из реальной жизни. Можно просить Бога о помощи. Можно молиться тем святым, которым тоже грамота давалась с трудом, чтобы они были нашими помощниками и молитвенниками перед Богом. Например, тем, о которых мы здесь упомянули: преподобному Сергию Радонежскому, святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Потому что они сами прошли те трудности, которые преодолевает каждый человек, изучая новые науки, они трудились и с Божией помощью победили.
Святой евангелист Иоанн Богослов приводит такие слова Спасителя: «Позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Это про одну из многочисленных дискуссий с Ним фарисеев. Там речь идет о многих глубоких и серьезнейших вещах, но мы коснемся одного аспекта – познания истины. Без углубленного изучения наук, каких бы то ни было, познание истины невозможно. Сюда же подключается и усидчивость. Но главный результат – получение внутренней свободы, той свободы, которую невозможно никому и ничем отнять. Это дар, который не только меняет мировоззрение человека, но и кардинально влияет на ход жизни его и окружающих людей.
Дальше евангелист приводит такие слова Господа: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15: 7-8). Тут не только обетование быть услышанным и получить просимое, но и прославление Бога Отца через многоплодные труды человека, и даже звание ученика Спасителя, то есть Его подражателя. Мы, конечно, совсем не апостолы, не мученики и не пророки, как поется в тропаре всем святым, но мы способны соблюдать Евангельские заповеди, хотя бы в малом. Что и может причислить нас к лику учеников Господа. Вот к каким большим и серьезным выводам мы пришли, отвечая на короткий вопрос маленького мальчика Феди из 3 класса.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru