Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Докричаться до Бога

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Докричаться до Бога 02.02.2024

Митрополит Климент: Докричаться до Бога

Священное Писание является частью Священного Предания Церкви. Предание это особое, отличается от всех иных тем, что содержит открытые Богом истины. Истины, необходимые для спасения людей, помогающие стать ближе к Создателю мира и каждого человека.

Священное Писание выделяется особым образом – это прямое свидетельство, откровение Бога о Себе через святых мужей письменно зафиксированное и оставленное для назидания каждого из нас. Откровение о том, как Бог спасает человека, и как спасаемый должен поступать. Ни одного слова в нем не говорит напрасно, бесцельно. Сегодняшняя евангельская история не стоит в ряду исключений.
Христос по дороге исцеляет просящего милостыню. Этот бедняк имел еще и телесный недуг – был слепым. Спаситель откликается на его крик. Интересный факт передает евангелист – это был именно крик! Он не побоялся «шедших впереди» и запрещавших ему (Лк. 18: 39). Он настойчиво взывал о помощи, обращаясь к проходившему мимо Христу.
Давайте задумаемся – почему они останавливают молитвенно вопиющего бедняка? Разве этим, «шедшим впереди» станет хуже от исцеления больного? Разве у них что-то прибавится или убавится от его слепоты или благополучия?
Разумеется, нет. И по сей день мы видим подобное – противодействие желающим быть ближе к Богу. Любая активность и любые предложения Церкви, направленные на укрепление духовности и нравственности в обществе, на возвращение к своим духовным истокам, на сохранение жизни нарождённых детей (против абортов) не получает должной поддержки в обществе, а порой некоторыми лицами и критикуется.
Дело в том, что враг рода человеческого после грехопадения прародителей в Раю решил, что его власть над душами людей неоспорима. Это противостояние не прекращается ни на мгновение. Апостол Павел наставляет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).
Однако гораздо ужасней, когда мы сами отказываемся от приобщения благодатной и живительной силы, даруемой Источником жизни и всякого блага – Богом.
Успокаивая тревожащую нас время от времени совесть, мы постепенно свыкаемся с мыслью о себе как о вполне приличном или даже образцовом христианине – и в церковь хоть не регулярно, но ходим, посты в меру сил соблюдаем, и прочие необходимые добродетели нам присущи. Да ничего, собственно, делать и не нужно, по большому счёту всё уже достигнуто: остаётся только без сбоев жить дальше. А если и есть у нас какие-то недостатки, какие-то мелкие грешки, так у кого ж их нет?
Но давайте задумаемся, рассуждая так, не подобны ли мы оному фарисею из притчи (см. Лк. 18: 11-12)? Нужно не успокаивать себя, а обращаться к Богу. Необходимо громким гласом взывать ко Спасителю, кричать Ему с просьбой о помощи, как делал просящий милостыню! Если мы не видим своих грехов, это не значит, что их нет, а быстрей всего это признак нашей духовной слепоты, бездеятельности нашей совести. Скоро начнется Великий пост, и мы будем читать молитву преподобного Ефрема Сирина, так в ней надо особенно обращать внимание на слова: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения…». Очень важно, чтобы эти слова доходили до нашего сознания, а не оставались только на языке.
Проблема наша, что вера у нас только в словах, а она должна проникать до сердца и просвещать все естество, вместе с кровью доходить до каждой нашей клетки. Даже приходя в храм, мы сохраняем наше сердце закрытым для Бога, мы не только не кричим подобно слепому из глубины души: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38), но вообще едва ими шевелим, забывая о главной цели прихода в Церковь – быть услышанными и прощенными Богом.
Главное условие для живого диалога с Господом, результативного, как у иерихонского слепого, с повествования о котором начался рассказ – это чувство потребности в Боге, радостный трепет (ср. Пс. 2: 11) от сознания Его всеприсутствия, детской доверчивости Творческой воле – ведь родители желают своим чадам только полезного, доброго. Надо так научиться молиться, чтобы между душой и Богом не было пустого места, не было бы вакуума, а все было заполнено любовью к Нему и желанием быть с Ним.
Так же можно охарактеризовать взаимоотношения с Жизнодавцем новомучеников и исповедников Церкви Русской, собор которых сегодня празднуется. Они прошли через такие страдания и испытания, какие нам даже представить себе трудно. И своей кровью засвидетельствовали верность Христу. И посредники между их душами и Богом отнюдь не требовались, они соединены были с Богом уже в земной жизни. «Образ бо есте́ лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша» (конд. гл. 2).

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru