Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Достоевский: не переступать черту

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Достоевский: не переступать черту 14.11.2023

Митрополит Климент: Достоевский: не переступать черту

Русская классическая литература — это не просто обладающие многими художественными достоинствами произведения. Это во многом и мерило нравственности, этики.

11 ноября мы отмечали день рождения Федора Михайловича Достоевского — писателя, чьи произведения вошли в фонд русской и мировой классики.

Жизненный путь Федора Михайловича не был простым и гладким. Первое произведение совсем молодого писателя не осталось незамеченным. После выхода «Бедных людей» талант автора отметили не только отечественные, но и зарубежные писатели и критики. Как развивался бы писательский дар Достоевского дальше, если бы все шло планомерно, гладко, без потрясений? Об этом мы никогда не узнаем.

Писательская деятельность Федора Михайловича прервалась на несколько лет: в остроге, где он оказался всего лишь за публичное чтение запрещенного письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю. В этот период у него не было права писать и запрещено было иметь письменные принадлежности. Это было время работы ума и сердца писателя. Сама жизнь давала новые впечатления, дарила новые образы и сюжеты, ведь в заключении он встречал людей с разной судьбой. Он только мог в небольшой тетрадке, сделанной из бумаги, тайком переданной для него тюремным врачом, и которую прятал в Евангелии, подаренном ему женами декабристов по пути на каторгу, записывать какие-то наблюдения, то, что особенно хотелось сохранить, запомнить, обдумать.

Это были годы, когда Федор Михайлович много читал Святое Евангелие, и это не прошло бесследно для него как для человека и писателя.

Зрелый мастер слова знает главное: есть черта, которую человек не имеет права переступать, даже если ему кажется, что все это он делает ради достижения какой-то высокой цели. И он не просто знает сам, но хочет, чтобы и читатели понимали это, чтобы не совершали ошибок, последствия которых могут быть страшными. И как призывает апостол: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7-8).

Об этом говорит самое известное произведение Достоевского — роман «Преступление и наказание»: об опасности сначала просто в мыслях, потом уже в казавшейся самому человеку правильной целой теории, а затем и на деле, в действии перейти черту, которую переступать нельзя.

Федор Михайлович предостерегает читателя от очень коварного соблазна. Внутренне обосновывать сделать то, что делать не нужно никогда, хотя может быть множество оправданий в совершении проступка. Это и некая высокая, как представляется самому человеку, «инициатору» улучшения жизни, цель. Цель может быть и по-настоящему великой, вот только достигать ее, совершая злодеяния, нарушая заповеди, идя наперекор нравственности и морали, нельзя. Слишком поздно поймет вершитель судеб, что он вовсе не решил «сверхзадачу», а только увеличил количество зла, преступление совершил. Порой это преступление против нравственности, порой — еще и уголовное.

Бывает, человеку кажется, что, если он решится на нечто запретное, но радикальное, он таким образом сможет урегулировать множество жизненных проблем, устранить массу сложностей, которые сейчас есть в его жизни, что от этого выиграет не только он сам, но и другие люди. Или вообще человек думает, что другого выхода избавиться от серьезных трудностей у него нет… Вот только на практике уголовные преступления и преступления против законов нравственности не делали и не сделают ничью жизнь лучше и достойнее, а вот новые проблемы неизбежны.

Человек сам загоняет себя в них. Об этом говорит апостол Иаков в своем послании: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 13- 15). За грех наказание неизбежно.

Разные писатели и мыслители видели различные способы улучшения жизни. Кто-то мечтал о кардинальных политических преобразованиях, кто-то видел выход в изменениях социальных условий.

Федор Михайлович понял главное: любые внешние изменения не приведут мир к лучшей жизни без внутренней работы самих людей. Человек сам должен понимать свою ответственность за сделанное им перед Богом. Подчеркну, свою ответственность. Снова вспомню роман «Преступление и наказание». Родион Раскольников справедливо полагал, что дающая деньги под проценты немолодая женщина, наживается на чужой нужде. Он видел, что обращающиеся к ней люди оказались без денег отнюдь не по своему легкомыслию. Он понимал, что, если бы не постоянная нужда, финансовая кабала, они могли бы гораздо лучше развивать свои способности. Раскольникову очень хочется изменить мир к лучшему хотя бы на этом уровне, сделать так, чтобы деньги процентщицы оказались в руках тех, кому они так нужны.

Главная ловушка в его логике в том, что он забывает о его собственной ответственности перед Господом, он не учитывает почему-то всю серьезность своего поступка — лишить жизни кого-либо по своему усмотрению. Раскольников мечтает изменить мир хотя бы около себя к лучшему, более справедливо распределить деньги. И при этом не хочет учитывать, что сам готов преступить заповедь — лишить жизни другого человека. На практике преступление оказывается двойным, и никакую теорию, обосновывающую убийство младшей сестры процентщицы, уже не придумать…

Результаты действий Раскольникова никому не принесли счастья, достатка, стабильности, благополучия. Он только увеличил количество зла и горя в мире убийством двух женщин, одной из которых никто придумать не смог бы что поставить в вину… Теория, в которой пролитие крови оказалось неотъемлемой частью, еще могла кому-то казаться логичной, но в действительности оказалась ужасной для всех без исключения. Человек не сможет поменять мир к лучшему с помощью преступления и нарушения норм нравственности и закона — вот о чем говорит читателям в художественной форме Федор Михайлович Достоевский.

Роман Достоевского написан более полутора веков назад. С тех пор он нисколько не потеряли актуальности. Читайте классику. Пусть она убережет нас, современных людей, от ошибок, которые могут иметь по-настоящему страшные последствия.

Федор Михайлович при жизни посещал Оптину пустынь и встречался с преподобным Амвросием Оптинским, и хочу закончить повествование одной из часто повторяемых поговорок святого старца Амвросия: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог». Храни всех Господь от всякого зла, будем помнить, что грех влечет к смерти духовной, а за исполнение заповедей получаем «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23).

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru