Издательский Совет Русской Православной Церкви: Игорь Смолькин: «Творчество – это дар Божий человеку»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Игорь Смолькин: «Творчество – это дар Божий человеку» 23.10.2023

Игорь Смолькин: «Творчество – это дар Божий человеку»

Писатель Игорь Смолькин, номинант Патриаршей литературной премии 2023 года, рассказал о своем круге чтения и понимании смысла творчества.

Материал подготовлен в рамках работы форума «Мiръ Слова».

– Игорь Александрович, расскажите, пожалуйста, о Вашей текущей деятельности и творческих проектах.

– Проектов как всегда много. Сижу над повестью, которую планирую закончить к концу года. Прощу святых молитв, чтобы Господь дал на это сил и вдохновения!
Одновременно начинаю работать над моим главным проектом – православным календарем «Год души» на 2025 год. Первый подготовил в 1999 году по благословению моего духовного наставника протоиерея Валентина Мордасова. Помню ту весну и начало лета 1998-го. Батюшка тогда уже слабел, болезнь начинала одолевать, но он служил в храме до последнего, пока держали ноги и никогда не отказывал в совете и духовной помощи. Идея создания толстого православного календаря с поучениями на каждый день вынашивалась мной давно, и батюшка был главным в этом деле советчиком и помощником. «Справлюсь ли? – сомневался я. – Работа ответственная. Хватит ли знаний и умений?» На что батюшка отвечал: «Жаждущему, когда стоит у реки, не нужно выпивать всю реку, а довольно выпить столько воды, сколько потребно для утоления жажды; так и тебе довлеет тех знаний, что уже имеешь. Остальное, с Божией помощью, узнаешь, когда время придет. Сила Божия в немощи свершается!»
Так и отправился в путь с надеждой, что дорогу осилит идущий. Четверть века уж в дороге, и все это время неизменно чувствую незримую батюшкину поддержку. А «Год души» выходит каждый год, выпущено уже 26 календарей тиражом около миллиона. Нынешний – 27 по счету.
Протоиерей Валентин Мордасов ушел в блаженную вечность 19 июля 1998 года, но сердце помнит, сердце хранит его молитвы и наставления. Вот одно из них, быть может, самое важное: «Для спасения нам необходима вера. Веровать надо правильно, поэтому, чтобы нам спастись, необходимо находиться в нашей Православной Церкви, вне которой нет спасения».

– Что сегодня входит в круг вашего чтения?

– Круг чтения самый широкий. Вот сяду за работу над календарем «Год души» и опять пройдут перед глазами множество творений святых отцов, чтобы какие-то важные, значимые места из них переместились на страницы календаря. Опять же с этой целью буду перечитывать тех, кого давно знаю и люблю: святителя Николая Сербского, святителя Феофана Затворника, поучения Оптинских старцев, современных проповедников – архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Димитрия Смирнова и др. Очень люблю проповеди Святейшего Патриарха Кирилла – в них много полезного, мудрого и, самое главное, понятного для современных православных христиан.
Не отпускает и работа с молодежью. В настоящее время, как член жюри литературного конкурса молодых дарований «Чернильница», знакомлюсь с конкурсными работами, чтобы определить самых талантливых.
Подустав, беру в руки томик Гоголя – для меня это лучший отдых. Перечитываю «Мертвые души», «Тараса Бульбу», «Старосветских помещиков»… Все, что вышло из-под пера Николая Васильевича, радует и утешает!

– Какие книги из серии «ЖЗЛ» можете отметить?

– Помню, когда учился в классе шестом, прочитал биографию нашего великого полководца Кутузова из серии «ЖЗЛ». Тогда и обратил внимание на эти, красиво изданные книги, непременно с портретами героев повествований на обложке. Потом были Суворов, Рихард Зорге, Чкалов и др. Великие имена, удивительные судьбы! На каких примерах еще учиться жить, как не на этих? Серия замечательная! Ее надо продолжать, привлекая к чтению молодых читателей!

– Какие экранизации классики и современной литературы Вам нравятся?

– Серьезно над этим не задумывался. Современные экранизации классики, Достоевского, например, с Мироновым и Машковым, как-то не ложатся на сердце. Нет в них духа великих писателей, всё пытаются взять актерской игрой, задумками режиссёра, а того, что автор хотел сказать, не слышно и не видно. Разве что старые фильмы по Горькому или Чехову? «Мой ласковый и нежный зверь», например. «Жизнь Клима Самгина». Советская экранизация «Метели», «Пиковая дама», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и др. Но все-таки чтение всегда предпочитал кинематографу. Потому что даже самая лучшая экранизация – это лишь интерпретация литературного произведения. Это то, что увидел и пересказал нам режиссер. Не лучше ли узнать все самому, из первых, что называется, уст?

– Как Вы понимаете смысл литературного творчества?

– К творчеству относился и отношусь, как к высшему дару Бога человеку, наряду с бессмертием души и свободой воли. В этих дарах – суть образа Божия в человеке!
Если бы еще и реализовывался творческий потенциал художника в русле подобия Божия! В каком замечательном мире мы бы жили! Увы! Творческое целеполагание человека порой вызывает не то что удивление, но ужас. Вот, например, что, по словам известного представителя Серебряного века Владислава Ходасевича, дозволялось художнику-творцу: «можно было прославлять и Бога, и Дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости». А сегодня дозволяется еще больше, трудно даже подобрать слова, чтобы описать ту грязь, ту бездну разнузданности и безнравственности, что обрушивают нынешние лжетворцы на головы современным потребителям культурного продукта. И попробуй их одерни, обличи! «Да как вы смеете! – воскликнут. – Мы художники, мы в своем праве творить, как нам заблагорассудится!»
И где же тот нравственный закон, который Бог вручает каждому человеку – закон, очерчивающий границы для художника – что хорошо и что плохо, определяющий что можно и что нельзя? Растоптан, уничтожен! «Человек есть мера всех вещей!», – настаивают они.
Вот и выходит совсем как у Достоевского: «Если Бога нет, всё позволено». Но Бог есть, и поэтому позволено не все! И в первую очередь, это касается художника слова, писателя, для которого творчество никоим образом не должно превратиться в некую самоценность, высшее начало самореализации без всяких ограничений и границ. Писатель не должен тешить толпу! «Она (толпа), – пишет Иван Ильин, – требует игрищ и зрелищ, чтобы потешаться, хохотать или рычать. Истинное искусство зовет к иному: оно требует духовной сосредоточенности, духовных усилий, очищения, углубления; и обещает за это прозрение, мудрость и радость». Вот путь настоящего художника слова!
Завершу мысль словами Николая Васильевича Гоголя, который считал, что «долг писателя – не одно доставление приятного занятия уму и вкусу; строго взыщется с него (писателя), если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям».
Так что помни, писатель, что Бог есть, и поэтому не все тебе позволено, но только сеять разумное, доброе, вечное во спасение души.


– Какие стихи о смысле творчества можете процитировать?

– Сразу вспоминаются пастернаковские строки:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но нет, лучше Пушкина никто не скажет. Для меня много важнее его «Пророк»:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».


– Сегодня для создания литературных произведений стали привлекать искусственный интеллект. Что Вы думаете о таких проектах?

– Не думаю, что в этом направлении создателей искусственного интеллекта ждет какой-либо успех. Ведь творчество – это дар Божий человеку, а не машине.
Будут, наверняка, хорошие компиляции, профессионально составленные литературные тексты, но новая «Шинель» не появится» и «Маленький принц» не родится!

Подготовила Татьяна Медведева








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru