Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Таинство определения

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Таинство определения 17.10.2023

Митрополит Климент: Таинство определения

Одна из главных проблем сегодняшнего общества – это целостность семьи и вообще супружеская жизнь. В раю Адам и Ева были неделимым целым, но грехопадением единство мужа и жены было нарушено. Чтобы вновь его достичь, современным супругам необходимо изо дня в день сообща трудиться над сохранением взаимопонимания, над приобретением любви. В таком понимании семейная жизнь становится подвигом веры, благословение на который жених и невеста получают в таинстве Венчания.
Установление брака произошло еще в раю. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).
Адам и Ева задумывались как духовно цельное существо. Они были призваны научиться видеть друг в друге образ Творца. Уподобляясь Святой Троице, им следовало обретать в любви согласие и черпать в ней творческие силы для достижения единства и объединения всего мира в Боге. И сейчас муж и жена призваны помогать друг другу в достижении главной цели — устроение связи человека с Богом.
В таинстве Венчания жених и невеста, изъявляя свободное желание, испрашивают у Бога благословение на совместную жизнь, подвиг духовного единства. При участии священника они дают Господу и друг другу обещания взаимной верности и поддержки в создании семьи и несении тягот жизни.
В Новом Завете на богоугодность супружества указывает присутствие Спасителя на брачном пире в Кане Галилейской (см. Ин. 2: 1—11). Именно на свадьбе Христос являет Свое первое чудо, претворяя воду в вино.
Стоит отметить, что при совершении таинства Венчания жениху и невесте священник также дает чашу с вином, которую им предстоит выпить сообща полностью. Это действие является глубоко символическим, так как оно указывает на совместное перенесение супругами предстоящих семейных радостей и испытаний.
Помимо духовной составляющей, когда мужчина и женщина благодатью Святого Духа действительно становятся единым целым, таинство Брака также удостоверяет выбор жизненного пути двух людей. Венчаясь, жених и невеста не только избирают общую дорогу в Царство Христово, но и добровольно обязуются помогать друг другу в несении спасительного креста.
Когда один из супругов изнемогает, и его силы ослабевают, другой призван совершать за него подвиг, или на некоторое время предпринять двойные усилия, и тогда он сам обретет спасительный венец и поможет получить вечное Царствие своему ближнему.
Таким примером для верующих является жизнь святой Ксении Петербургской, принявшей на себя подвиг юродства после неожиданной смерти мужа. Блаженная носила его одежду и даже называла себя его именем — Андреем.
Для мужчины решение венчаться — это волевой шаг, проявление ответственности не только за себя, но и за спутницу жизни. С этого момента он становится защитником, главой семьи как малой Церкви. Он отвечает за жизнь, материальное и духовное состояние всего семейства. В этом муж ответственен не только перед близкими, но и перед Богом.
Идя под венец, женщина по доброй воле соглашается быть в любой ситуации верной мужу. Она призвана окружить заботой его и детей, всегда быть вместе со своим избранным. И здесь должна проявляться двусторонняя верность.
Как средство спасения брак в первую очередь должен иметь основой не плотское влечение, а единство духа супругов. Не случайно взаимоотношения между мужем и женой в Новом Завете сравниваются с духовным союзом Христа и Церкви (см. Еф. 5:22—33). Муж является главой жены, как и Господь — главой Церкви. Подобно тому, как Церковь повинуется Христу, так и женам следует во всем повиноваться мужьям своим, – это наставление апостола Павла.
Во время совершения таинства Венчания у Бога испрашивается благословение на рождение детей и их воспитание. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28), — заповедал Бог Адаму и Еве.
Посредством брака верующий имеет возможность обрести высшую добродетель — любовь. Она не ограничивается теплыми отношениями между мужем и женой. Чтобы полностью победить в себе эгоизм, в семье необходим третий, четвёртый, пятый человек — ребенок. Появление детей сказывается на жизни супругов. Не один или два, а три, четыре, пять детей. Появление нового ребенка – радость в семье, и воспитывая детей, родители учатся жертвовать собственным временем и силами, они многое познают и для себя. Отвечая на вопросы ребенка, они формируют и свои взгляды на жизнь. Главной целью их является взращивание детей в вере и благочестии, они хотят, чтобы он вырос хорошим, и ищут пути, как это сделать. За воспитание младенца родители также дадут ответ после окончания земной жизни.
В идеале церковный брак нерасторжим, как постоянен и вечен союз Христа и Церкви. Спаситель говорит: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Супруги призваны до конца жизни пребывать вместе, потому что целью семейной жизни является жизнь с Богом. Отказываясь от спасительного креста, человек лишается и Царства Небесного.
Согласно церковных установлений, лишь нарушение супружеской верности одним из супругов (см. Мф. 19: 9) или тяжкое пристрастие ко греху являются причинами для повторного вступления в церковный брак пострадавшей стороны. Подобным поведением провинившийся нарушает единство семьи. Тем самым вся тяжесть вины ложится на него.
Господь сочетает двух людей, которые способны дополнить друг друга, украситься добродетелями и вырастить из детей настоящих христиан. Такие достойные плоды семейной жизни принесли преподобные Кирилл и Мария — отец и мать Сергия Радонежского, преподобная Эмилия и Василий — родители пятерых святых, в числе которых и преподобный Василий Великий, Продромос и Мария, воспитавшие в вере преподобного Паисия Святогорца, святые Петр и Феврония Муромские, явившие пример супружеской верности, и многие другие.
Люди, достойно прожившие жизнь в семье, не только обретают венец вечной жизни, но и поднимаются сами на высокий духовный уровень. Так, когда святая Евфросиния Московская, мать двенадцати детей, после смерти мужа направилась в монастырь, от прикосновения к ее одежде исцелилось тридцать человек.
Подобно монашествующим, супруги избираются на свое служение Богом. Им они и укрепляются в семейной жизни, у Него просят помощи в сложных жизненных обстоятельствах и воспитании детей и к Нему восходят, будучи до конца верными данным перед алтарем обетам.

«Вечерняя Москва»










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru