Издательский Совет Русской Православной Церкви: Странники Господни

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Странники Господни 17.07.2023

Странники Господни

Эссе историка, номинанта Патриаршей литературной премии Александра Дворкина.

Посещение мест, связанных с выдающимися людьми и важнейшими историческими событиями, присуще человеческой природе. Увидеть место, где жил тот или иной великий человек, пройтись по земле, на которой он стоял, создает ощущение причастности к его делу и даже некоего мистического контакта с ним самим. И уж тем более люди стремятся посетить места, освященные присутствием почитаемых святых или, что несравненно больше, Самого Бога.
В язычестве с его культами «локальных» (то есть привязанных к определенному святилищу) богов стремление посетить место обитания того или иного божества воспринималось весьма естественным и логичным. В религии еврейского народа существовал лишь один храм – Иерусалимский, и хотя бы однажды увидеть его, принести жертву и помолиться в нем считалось целью жизни каждого проживавшего в рассеянии иудея. В христианстве отношение к паломничеству складывалось далеко не столь однозначно.
Среди ранних христиан паломнические поездки еще не были развиты – большинство из них даже не рассматривали такую возможность. Тем не менее палестинские христиане помнили и почитали святые места, так что разрушивший в 132 году Иерусалим император Адриан нарочно воздвиг на Голгофе храм Венеры Капитолийской, чтобы осквернить и таким образом уничтожить святость этого места. На самом же деле, по иронии Промысла, именно таким образом он четко обозначил территорию и сохранил для потомства. Блаженный Иероним ссылается на свидетельства, что в III веке место рождества Христова в Вифлеемской пещере было хорошо известно христианам, которые совершали паломничества к ней. Также они почитали Елеонскую гору, Гефсиманский сад и место Вознесения Господня.
С началом Константиновской эпохи паломничества в Святую Землю перешли в новое качество. Мать императора святая Елена – самый успешный археолог за всю историю этой дисциплины, – прибыв в Палестину, отыскала Честной Крест, орудия Страстей Господних и идентифицировала места основных новозаветных событий. Ее сын – император Константин – выстроил на Голгофе великолепный храм Воскресения Господня[1], ставший главной святыней христианского мира.
Сразу же после поездки царицы Елены в Палестину потянулся поток паломников. Их количество нам неизвестно, так как большинство из них не оставило воспоминаний о своих поездках. Но кое-кто оставил, и часть из их заметок дошла до нас. Мы знаем о путешествии в Иерусалим безымянного паломника из Бордо в 333 году, то есть еще до окончания пребывания там святой Елены. Вскоре после него подробные записки о поездке в Святую Землю оставила неутомимая дама Этерия из далекой Аквитании. В конце IV века в Палестине поселился уроженец Далмации и житель Рима блаженный Иероним, привезший с собой целый кружок благочестивых и состоятельных дам, сидевших у его ног и помогавших ему в его неустанных переводческих трудах. Многие видные паломники, посещавшие святые места, считали своим долгом нанести визит в келью великого Иеронима в Вифлееме. Все это добавляло популярности путешествиям по святым местам, и, несмотря на очень большие сложности, все большее количество людей отправлялось в путь. Но люди есть люди, и даже цель посетить святые места не гарантировала достойного поведения всех, кто его предпринимал.
Поэтому, например, величайший отец западного христианства блаженный Августин считал паломничество ненужным и даже опасным. Такие великие православные святые, как Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, были с этим мнением полностью согласны. Святого Григория Нисского в Палестину отправил II Вселенский Собор. Император Феодосий Великий даже предоставил ему для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес самые отрицательные впечатления о дурных нравах толп паломников, о прямой опасности их для девственниц и заключил свой отчет словами, что перемена мест не приближает к нам Бога: «Что вам Иерусалим – город, отвергнувший и распявший своего Спасителя? Ведь каждый из нас – Новый Иерусалим!».
Бог не привязан к какому-то географическому месту, – напоминали отцы, – и ощущение Его присутствия может быть даровано человеку даже в самых отдаленных и самых диких местах: как можно «ограничивать тесными пределами всемогущества Божия и заключать в небольшом месте земли Того, Кого не объемлют небеса!.. Небесная храмина равно видна и из Иерусалима, и из Британии, ибо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21)»[. Несомненно, достойные слова, но все же написаны были они блаженным Иеронимом в его келье в Вифлееме.

***
Жизненный пример такого авторитетного отца оказался намного заразительнее его слов, и количество паломников в Палестине только лишь возрастало. К началу следующего века в Иерусалиме и его окрестностях имелось не менее двух сотен монастырей и странноприимных домов, предназначенных для приема паломников, и почти все они поддерживались императором.

Источник: журнал «Православное книжное обозрение»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru