Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Абитуриенты и их родители

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Абитуриенты и их родители 07.07.2023

Митрополит Климент: Абитуриенты и их родители

Закончились школьные экзамены, позади переживания, какой результат будет по ЕГЭ. Тысячи молодых людей подали документы в университет или в институт, а кто-то еще выбирает, куда пойти учиться дальше. Важный шаг, в значительной мере определяющий жизненный путь.

Сегодня хочется обратиться не к будущим студентам, а к их родителям. Для них время сейчас волнительное ничуть не меньше, чем для их сыновей и дочерей. Я нисколько не сомневаюсь, что каждый адекватный родитель хочет своим детям только самого лучшего, и знаю, что все советы, настойчивые рекомендации, касающиеся выбора жизненного пути выросшего ребенка, продиктованы этим. Но как мы можем быть уверены, что для выросшего, пусть и очень юного человека, самым лучшим будет то, что за него решили родные?
Родители очень часто забывают, что их сын или дочь – это не продолжение их самих с теми же самыми склонностями, способностями, желаниями, а другой человек. Близкий, родной, любимый, но другой. И поэтому часто автоматически переносят свои желания и стремления на своих детей. Если мама всегда мечтала быть журналистом, из этого вовсе не следует, что дочь должна воплотить в жизнь ее мечту. Журналистом хотела быть – и стала или не стала – мама, а у дочери могут быть выраженные способности в области биологии, она имеет полное право мечтать изучать особенности выведения новых сортов яблонь и вишен и этим заниматься во взрослой жизни, а не следовать за тем, что когда-то хотела ее мама. Главное – это честный труд в соответствии со способностями и интересами юного человека, если сам юный человек готов трудиться, чтобы стать профессионалом в этом деле.
Папа – замечательный архитектор. Профессия у него нужная, и сам он в ней специалист высокого класса. Он очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам, пытался заинтересовать его, но чем больше мальчик взрослел, тем очевиднее становилось, что профессия архитектора ему не близка. Его больше влекло служение людям, желание помочь им и научить правильно жить. К счастью, отец к старшим классам сына понял и принял, что тот не пойдет по его пути, и не возражал против его поступления в семинарию.
Немало случаев, когда родители настаивают, чтобы выросшие дети получили такое же образование, как они сами. Это может аргументироваться по-разному: тем, что рядом есть опытные люди, которые могут немало подсказать в учебе; что не будет проблем с трудоустройством, и делать карьеру будет легче; что родные в этой области добились заметных результатов; что это сфера, где можно иметь немалый доход и т.д. Могут быть и другие соображения: например, речь идет о перспективе со временем продолжить семейное дело, возглавить его, или это уже традиция в семье, уже несколько поколений посвящают себя именно такому труду.
Понимаю, что для немалого числа людей будут весомыми и другие аргументы, в том числе, что профессия будет всегда нужной и прокормит человека. Но только хороший воспитатель детского сада, которому работа с малышами в радость, лучше и счастливее юриста, который занимается не своим делом – родители убедили продолжить их труды. Но это родители знающие, компетентные в своем деле, любящие свою работу, а дочь или сын – совсем с другими способностями. И заставить их пойти по стопам родителей – это и профессионального юриста не получить, и человека несчастным сделать.
Многие ли испытывают большую радость, день за днем занимаясь делом, которое они не выбирали и не любят и к которому не имеют склонности? Не будем забывать, что в любой профессии есть повседневный труд, когда человек должен выполнять ежедневно одни и те же профессиональные обязанности. Например, сотрудник банка за день ответит сотням людей, как провести ту или иную операцию; стоматолог за рабочее время принимает десяток пациентов с кариесом. И так … на всю рабочую жизнь. При выборе профессии надо останавливаться на той, чтобы, получив образование, заниматься любимым делом. Любимое дело может быть трудным, от него тоже устаешь. Порой не знаешь, что делать, как поступить, и на самой любимой работе. И руки порой уже вот-вот опустятся. Но любимая работа дает при этом и ресурс: при всех трудностях она дает и радость, зовет вперед, совершенствовать мастерство. Когда рядом настоящий специалист, неравнодушный мастер, люди, которые обращаются к нему получают настоящую пользу, он делает их жизнь лучше.
Можно вспомнить немало случаев, когда родители настаивали на том, чтобы юноша или девушка шли в вуз на ту специальность, к которой у них лежит сердце, и они готовили ребенка годы, на это потратили немалые деньги, но при этом не учитывали, что по мере взросления человек изменился. Появились предметы, которые он раньше не изучал, или обстоятельства жизни изменились: построили в микрорайоне или поселке храм, и ребенок познакомился с красотой православной службы; прочитал произведение Ф.М. Достоевского и задумался о смысле жизни, а поэтому ему хочется выбрать профессию, связанную с этой областью знаний, а не стать повторением судьбы родителей, или как надеялся дедушка, который несколько лет возил его в такую секцию при доме детского творчества.
Родители, дедушки и бабушки – люди более опытные, это очевидно, и многое в юном сыне или внуке сформировано ими. Их вклад в то, что вырос достойный, интересный, с хорошей эрудицией человек – велик. Но все же этот человек не их повторение. Господь дал ему его набор талантов и способностей. Вырастая, юный человек обрел свои интересы. Напоминать о важности честного добросовестного труда безусловно нужно. Давать советы, что-то обсуждать – необходимо. Решать за дочь или внука, кем им быть, как будто за себя самих, – не стоит.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru