Издательский Совет Русской Православной Церкви: Александр Дворкин: Рассказывать об истории увлекательно

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Александр Дворкин: Рассказывать об истории увлекательно 06.06.2023

Александр Дворкин: Рассказывать об истории увлекательно

Номинант Патриаршей литературной премии историк и писатель Александр Дворкин рассказал о своем духовном пути и творчестве.

– Александр Леонидович, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере? Почему в 1977 году Вы эмигрировали из СССР в США? Чем запомнилась жизнь в Америке?

– Это очень большие вопросы. Боюсь, в рамках краткого интервью я не смогу на них ответить. Но я отвечаю на них в одной из моих лучших книг, которая называется «Моя Америка». Может быть, стоило бы назвать ее по-другому – заимствовав название у Толкиена, «Туда и обратно». Подзаголовок этой книги – «Автобиографический роман в двух книгах с прологом и двумя эпилогами». В ней как раз рассказывается, как молодой московский хиппи оказался в Америке, описываются его приключения и злоключения, потери и открытия, главным из которых стало православное христианство. Вторая книга романа – «Православная Америка» – это моя жизнь после крещения, удивительные люди, которых я встречал и у которых я учился, путешествия по удивительным местам и много чего другого – до самого момента возвращения в Москву 31 декабря 1991 года, после без малого пятнадцатилетнего отсутствия.
Еще одна моя автобиографическая книга – это «Афонские рассказы». Совсем небольшой лирический сборник о моих поездках-паломничествах на Афон (первая из них – в далеком 1981 г.) и истории – трогательные и грустные, смешные и поучительные, чудесные и удивительные, которые происходили со мной и моими знакомыми на Афоне, во время долгих автостопных путешествий к Святой Горе. Я вспоминаю людей, которых я встречал, места, которые я видел. Многие читатели говорили, что, знакомясь с этой книгой, они ощущали даже запах и вкус Афона. Я очень рад, что мне, сам не знаю как, удалось передать ощущение реального присутствия там в те далекие годы.

– Вас знают прежде всего – как «борца с сектантами». Какие вызовы Вы видите в этом
направлении?

– Когда мне задают этот вопрос, я всегда поправляю: я не борюсь с сектантами. Я борюсь с сектами и борюсь за сектантов. Потому что сектанты – это не какие-то злокозненные марсиане, засланные к нам из космоса. Это наши соотечественники, которых в какой-то не самый счастливый момент их жизни через обман и манипуляцию вовлекли в жестокие бесчеловечные организации. Вовлекли для того, чтобы ими воспользоваться и превратить в инструменты, при помощи которых руководство секты реализует свои амбиции – власть и деньги.
Поэтому главные вызовы для меня – это помочь таким людям. Конечно, лучший способ выйти из секты – это туда не попадать, как и лучший способ бросить наркотики – никогда не делать первого укола. Для этого я собираю и распространяю информацию о сектах и стараюсь излагать ее максимально понятно и доходчиво, чтобы люди могли противостоять сектантскому обману, опираясь на те знания, которые до них дойдут. Я не навязываю никому выбор (как это делают секты). Люди должны делать собственный выбор, но свобода выбора невозможна без полноты информации.
Помощь людям, попавшим в секту – очень сложная индивидуальная работа. Сознание этих людей контролируется, критическое мышление у них подавлено. Обычные логические аргументы не действуют. Поэтому, когда я беседую с сектантом, я не ставлю себе такой цели – вытащить его из секты. Для меня главная задача – заставить его задуматься, начать думать собственной головой. Если он начнет это делать, то выйдет из секты сам.

– Вы автор книг, посвященных истории Церкви и христианства. Вы пишите не научные
монографии, а популярные изложения. Почему предпочитаете такой формат?

– Ну, во-первых, я все же писал научные монографии. Например – это моя книга «Иван Грозный как религиозный тип» — перевод на русский моей докторской диссертации. Хотя и ее я старался писать живым, а не пересушенным академическим языком. Мои «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» (в этом году вышло уже 6-е издание) выросли из лекционного курса в ПСТГУ. Отсюда и «устный акцент». А поскольку я стараюсь рассказывать об истории интересно, я очень люблю историю, а уж, тем более, об истории моей Церкви, то и книга получилась живой. Мне важно, чтобы студенты, а теперь уже и читатели, познакомились с многочисленными героями этой книги, часто святыми нашей Церкви, и воспринимали их как живых людей, со своей индивидуальностью, со своей особой харизмой, со своими личностными характеристиками, и смогли полюбить их, а не воспринимать, лишь как застывшие иконные изображения, бесконечно далекие от нашей жизни, наших забот и интересов.
А чтобы все это передать, нужно уметь рассказать об истории увлекательно, с живыми примерами и запоминающимися эпизодами. Тогда люди оживают. Вот так и вышло, что я стал писать в научно-популярном жанре, то есть художественное, литературное изложение реальных исторических фактов, реальных событий, происходивших с реальными людьми. При этом я, разумеется, опираюсь только на достоверные источники и ничего не добавляю от себя, но стараюсь понять своих героев и почувствовать их. А, если это удается автору, то это можно донести и до читателя.
Тот же принцип я применил и при написании моего четырехтомник «Хроники крестовых походов». Но, если в «Очерках» я все же сдерживал себя, чтобы не очень явно отклоняться от нейтральности (все же учебное пособие), то в «Хрониках» я мог свободно и открыто выражать свое отношение к героям и событиям, да и не пытался ограничить себя в объеме. В результате то, что изначально задумывалось как краткий обзор страниц на 300-350, превратилось в объемную четырехтомную эпопею – широкую картину средневековой жизни в течение двух столетий, плюс еще и предшествующие и последующие события. От Испании до Монголии, от Скандинавии до Византии и Африки, сотни героев, императоры, короли, аристократы и простые крестьяне, дороги, битвы, межгосударственные отношения, религии, любовь и ненависть, верность и предательство, вера и безверие, героизм и трусость, идеализм и циничный расчет, экономика и культура, героическое и обыденное, смешное и трагическое – в этой книге есть все это и еще больше. Когда я написал ее, я даже подумал было назвать ее «Война и мир», но потом вспомнил, что название занято… Шучу, конечно…

– Чем Вас привлекла эпоха крестовых походов? Какие уроки из нее могут извлечь христиане XXI века?

– Мне кажется, что это ключевая, поворотная эпоха. Именно тогда произошло роковое разделение Церквей и отпадение Запада от единой Вселенской Церкви. Именно тогда из-за предательства Запада, пала Византия и был обрушен единый фронт европейской христианской цивилизации в противодействии наступающему исламу. И, хотя Византийской империи все же удалось восстановиться и просуществовать после этого еще почти 200 лет, общую тенденцию изменить это уже не могло. Именно Крестовые походы и их участники и вдохновители развязали кампанию «черного пиара» против Православия и сделали раскол необратимым. И именно в них следует искать следы той русофобии, которая начиная с XIX века формирует политическую повестку западных государств.
Знание тех событий дает нам ключ к пониманию сегодняшней жизни. Думаю, читатель моей книги тоже сделает такие выводы.

Подготовила Татьяна Медведева








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru