|
||||
|
04.05.2023
Алексей Солоницын: Выразить свою любовь ко ХристуАлексей Алексеевич Солоницын – номинант XII сезона Патриаршей литературной премии.Родился 22 марта 1938 года в городе Богородске Горьковской (ныне Нижегородской) области. Окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1960-м году, много ездил по стране, работал в газетах, на телевидении. С 1973 года живет в Самаре. С 1972 года - член Союза писателей России, с 1984 член - Союза кинематографистов России. За более полувека творческой деятельности в Москве, Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Рязани и других городах России и зарубежья издано 47 книг писателя. По его сценариям снято около 40 документальных фильмов. В последние годы делает фильмы и как режиссер. С 1994 на одной из первых независимых телерадиокомпаний России СКАТ подготавливал и вел одну из первых в России православных телепрограмм «Путь» в течение десяти лет. С 1995 года по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия возглавлял общественную организацию «Самара православная» и руководил ею до 2005 г. Лауреат первых Всероссийских литературных премий им. Александра Невского (Петербург), Ивана Ильина (Екатеринбург). Номинант Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2012 года. Выдвигается на соискание Патриаршей литературной премии от Самарской и Новокуйбышевской епархии. Библиография (основные произведения): 1. «Свет, который в тебе», роман – 2017; 2. «Взыскание погибших», повести – 2017; 3. «Чудотворец наших времен» – 2015; 4. «Земной ангел», повесть – 2016; 5. «Райские яблочки», рассказы – 2017; 6. «Нераскаянный грех», повести, рассказы – 2017; 7. «Самарское знамя», роман – 2016 г. *** Алексей Солоницын. Серебряная цепочка …доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. (Еккл. 12, 6) Конец XX века в России справедливо считают вторым Крещением народа нашей страны. Вновь вернувшиеся к вере отцов люди, в том числе и у нас в Самаре, испытывали духовный порыв, желание сделать что-нибудь важное, значимое, чтобы выразить свою любовь ко Христу – ведь приближалось двухтысячелетие Его рождения. Такое дело нашлось: на собрании православной инициативной группы архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (ныне митрополит) предложил оформить это народное устремление к Богу в общественное движение «Самара православная», руководить которым выпало автору этих строк. Решили взяться за организацию строительства храма: это будет достойное дело для всех, у кого проснулась душа, кто решил потрудиться во славу Христа. Это было 20 лет назад – но каждый день того времени помнится особенно. Ведь этот порыв устремленности к Богу можно сравнить лишь с теми «клейкими листочками», о которых так проникновенно написал Федор Михайлович Достоевский. С той свежестью, чистотой, которая есть весной – также раскрывается и наша проснувшаяся душа, устремленная к Богу. Близилось и 55-летие Победы в Великой Отечественной войне. И эта дата органически соединилась с первой; и сразу определилось место, где должен стоять храм – на площади Славы, у огня, горящего в память всех, кто ковал Победу, – на высоком берегу Волги, в центре нашего города. Место определилось как нельзя более подходящее. И с точки зрения градостроительной – здесь сходятся осевые близлежащих улиц; здесь храм органически впишется в облик площади Славы, продолжая движение к небу устремленного ввысь памятника нашим землякам, творцам самолетов и космических кораблей; отсюда он хорошо будет виден и со стороны города, и со стороны Волги. И, что еще очень важно, – храм будет нашей памятью о порушенном Воскресенском соборе, который стоял в центре Самары и был гордостью не только нашего города, но и всей волжской земли; памятью о новомучениках Российских, в том числе и о епископе Исидоре, которого посадили на кол большевики именно в этом месте. Однако одно дело – народное стремление к благому делу, другое – его осуществление. Первое испытание оказалась непредвиденным и непреодолимым: власти не давали разрешения на отвод земли именно в выбранном для строительства месте. Аргументы выдвигались такие: – храм нельзя строить, потому что здесь сыпучие грунты, они не выдержат подобное сооружение; – здесь законченный архитектурный ансамбль, не следует его нарушать; – население города многоконфессиональное, нехорошо выделять Православие среди других исповеданий. Не правда ли, ситуация очень похожа на те, которые происходят и сегодня во многих наших городах? Но у всех, кто взялся за праведное дело, были свои контраргументы: – на таком же холме через площадь стоит Дом правительства – куда более массивный, чем будущий храм, и он не обваливается, не «съезжает» к Волге; – архитектурный ансамбль площади как раз и будет венчать храм, как издревле велось во всех русских городах; – в Самаре на центральной улице и по сей день стоят католический костел и протестантская кирха, но никто из населения города (на 90 процентов русского) не говорит о приоритете верующих католиков и протестантов над православными христианами. И что же? Позиция власти не менялась, казалась несокрушимой. Но не менялась и позиция народа: росло число ходатайств, писем в самые высокие инстанции. И была еще сила, которую невозможно было победить: молитва всей православной Самары. За три года, в которые возводился храм, многие непреодолимые преграды рушились внезапно, «вдруг», словно по решению какой-то силы, которая существовала помимо воли людей. Это проявилось с самого начала того дела, о котором ведется рассказ: власти «вдруг» разрешили строительство, когда, казалось, дело было утоплено в бюрократических проволочках. Здесь уместно вспомнить высказывание святителя Филарета, митрополита Московского, современника Пушкина: «Можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько сам Бог дарует храм человеку». |
|