Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Дерзайте, не бойтесь!

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Дерзайте, не бойтесь! 10.03.2023

Митрополит Климент: Дерзайте, не бойтесь!

В пост мы добровольно отказываемся от того, что приносит нам удовольствие. Если Господь ради нашего спасения принес великую жертву: стал человеком, принял пытки, побои, оплевания и смерть на Кресте, разрушил ад и вновь открыл для нас Царство Небесное, то и мы должны научиться приносить жертвы. Хотя бы маленькие, посильные, но они должны быть в нашей жизни, чтобы мы могли уподобиться Господу нашему, Иисусу Христу. Великий пост и есть такая жертва ради Христа.
Что же важное о себе и своей жизни мы должны понять во время Великого поста? Какие важные дела в своей жизни реализовать в это краткое, быстро бегущее постовое время? Пост нужен не просто для того, чтобы человеку «изменить себя к лучшему», поскольку понятие «к лучшему» – весьма условно. Кроме того, если мы увидим, что стали «лучше», значит, действуем в неправильном направлении. Например: захотелось кого-то упрекнуть, сказать едкое слово, но в последний момент человек, усилием воли, сдержался. Это же хорошо? Лучше же, чем он, поддавшись раздражению, что-то сказал и совершил грех? Да, это так. Но и здесь подстерегает опасность, если он, сдержавшись, скажет в себе: «Вот, я молодец, никого не упрекнул». Лучше в данной ситуации в душе сказать: «Господи, прости, что разгневался». Человек не упрекнул другого, но что-то неправильное внутри души уже было, раз возникло такое желание в отношении своего ближнего.
Для того мы и начинаем поприще поста, чтобы больше внимания уделять таким тонким моментам духовной жизни. Чтобы сосредоточиться на своей душе, увидеть все свои проблемы, или, как говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина, «узреть свои прегрешения». Видя свои грехи, естественно человек хочет исправиться, он больше молится, просит у Бога о прощении, просит, чтобы Он помог поменяться.
Пост – это время покаяния, когда мы должны постараться простить всех, избавиться от злобы по отношению к другим людям, избавиться от других душевных состояний, к которым привыкли – раздражительности, вспыльчивости, зависти, тщеславия, беспечности, лени. Эти состояния отнимают силы, расслабляют душу, делают ее бессильной, неспособной на сопротивление страстям. Пост – это время, когда мы должны остановиться в нашей повседневной круговерти, чтобы больше начать думать о будущей нашей участи и о Боге.
Мы всегда призваны к этому главному деланию и всегда должны им заниматься. Но опыт показывает, что в течение жизни это важнейшее делание уходит на второй план. Оно забивается житейской суетой, массой «неотложных» дел. И если не делать такие встряски, как Великий пост, такие резкие остановки в скоростном беге по жизни и перемены в ней, то мы всё время будем только рассуждать о том, что мы должны нечто важное сделать, но ничего делать не будем.
А тут Церковь предлагает человеку в помощь Великий пост. И каждого из нас призывает: «Двигайтесь вперед, дерзайте, не бойтесь». Соблюдая пост, мы свидетельствуем о своём единстве со всей Церковью. Церковь – это Единое Тело Христово. Чтобы быть частью этого Тела, его членом, надо каждому действовать вместе с Церковью.
Как же приступить к посту? Ведь большинство людей в пост продолжают много работать, у каждого масса дел и обязанностей. А в пост надо будет ограничить себя в пище, какие-то продукты вообще исключить из рациона, чаще бывать в храме, дольше стоять на службах, больше молиться дома, не смотреть развлекательные передачи. Так за счет каких ресурсов держать постовой труд?
В первую очередь, подпитывать свои силы необходимо за счет богослужения. Оно намного более серьёзно, чем богослужение других дней, более насыщено необходимым нам покаянным настроем. Если нет возможности сходить в церковь, можно почитать тексты службы текущего дня дома (найти в интернете), хотя бы важные его моменты, чтобы не оставаться в стороне от церковной жизни. Вместо очередного сериала взять и прочесть утреню, с великопостными стихирами, канон покаянный. Или акафист Страстям Христовым. Пусть не каждый день, а по возможности. Да, это не просто. Но надо проявлять усилия. Что, спортсмену, чтобы добиться хорошего результата легко? В среднем футболист за матч (90 минут) теряет от 3 до 5 килограмм веса. Да, он хочет, чтобы был хороший результат, а нам что результат не нужен? Как и в земных делах, так и в духовной жизни все достигается трудом.
В пост надо будет вспомнить, что самые главные дела человека на земле – это те, которые он лично делает для воссоздания единства с Бога. Как правило, все свое время мы стремимся уделить себе: думаем о себе, делаем свои дела, решаем проблемы, отдыхаем, развлекаемся, путешествуем, встречаемся с друзьями и т.д. Так, день за днем, месяца летят по инерции. А есть дела, которые человек делает, преодолевая эту житейскую инерцию, – ради Бога. Главные из них, это: молитва, дела милосердия и пост. Так что Великий пост нужен еще и для того, чтобы начать заниматься самыми главными делами в жизни каждого.
Ещё одно важное делание, которому человек должен уделять время постоянно, но особенно в пост, – это выстраивание правильных отношений в трех направлениях – с Богом, с собой, с окружающими людьми. Во всех этих направлениях надо действовать параллельно, стараясь ничего не упустить из виду. В жизни случаются разные ситуации. Утром, может быть, придется в одном направлении поработать, днем – в другом, вечером – в третьем.
Чтобы выстраивать правильные отношения с Богом, нужно учиться предстоять перед Ним (делать все свои дела как перед Лицом Божиим, Который постоянно с нами, слышит и видит нас), молиться, славословить Бога за все, что случается в жизни, читать Евангелие и писания святых отцов. К примеру, понудить себя утром встать на молитву, даже если совсем не хочется. Хоть кратко, но помолиться. Это – уже шажочек в сторону правильных отношений с Богом.
При общении с окружающими важно настроиться на дружественное к ним отношение. Потому что если человек серьезно готовится к посту, то он уже заранее знает, что обязательно будут искушения. Особенно – от людей ближних. Порой эти искушения бывают совершенно неожиданные, и человек должен быть готов сдержать себя и иметь мирный дух.
Но бывают ситуации, когда уберечься, не вскипеть трудно. Как быть? Чтобы этого не случилось, надо помнить, что искуситель рядом, и он ждет удобного момента, чтобы сбить нас с бодрого постового настроя. Поэтому надо побольше размышлять на тему, как не поддаться греху, и почаще молиться краткой молитвой: «Господи, помоги!», или «Господи, не оставь!», или молитвой преподобного Ефрема Сирина и другими подобными.
Если мы думаем о чем-то постороннем, и на нас внезапно обрушится буря страсти, уберечься от греха будет намного сложнее. Человек может сорваться, накричать, еще какой-то грех совершить. А если мы будем осознавать, что ситуация вокруг нас может быть разной, то будем готовы к любым обстоятельствам, которые могут быть с нами. «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя», как сказал царь Давид (Пс. 118:60).
Что же касается правильных отношений с самим собой, то тут тоже есть свои подводные камни. Должна ли быть повышенная строгость к себе, ведь мы, как правило, даем себе поблажки? Но «перегнуть палку» тоже опасно, когда ты три дня – великий постник и смиренник, а потом – все рушится с великим грохотом так, что и осколков не собрать.
Чтобы правильно относиться к себе, надо познавать самого себя, свои силы и немощи. Это дело – на всю жизнь, и тут нам помогут советы святых отцов, как руководство, чтобы познать себя. Чтобы в этом вопросе разобраться, надо в дни Великого поста взять в руки книги святых отцов и вчитываться в них. Там найдётся нечто нужное, конкретно для каждого из нас. Тому, кто только приступает к постовому деланию, можно взять книгу святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению» или «Письма о христианской жизни», которые были адресованы княгине Лукомской. Перечитывать их в пост хорошо и тому, кто уже продолжает труд познания самого себя. Жил он во времена Пушкина, Гоголя, Достоевского, а поэтому язык его творений понятен.
Каждому приступающему служить Господу, из времени Великого поста надо постарается извлечь максимальную пользу. Важно не просто вкусно «не есть» в пост, но прислушиваться к голосу Церкви, а Церковь призывает «постимся братия телесно, постимся и духовно». Проходя дни поста, мы должны думать и о пользе для души, чтобы не делать того, что принесет вред, иначе само по себе воздержание в пище ничего не даст. Результат дает совокупность усилий, когда человек и ограничивает себя в пище, и духовно трудится. Пост – это духовно-телесное делание: и тело трудится, и душа. Будем учиться в пост уклоняться от зла, укрощать страсти и творить благо, т.е. делать добрые дела, а если и согрешили, то чаще обращаться к Богу и через Таинство покаяния получать прощение грехов.

«Вечерняя Москва»










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru