Издательский Совет Русской Православной Церкви: Жизнь человека на фоне истории

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Жизнь человека на фоне истории 03.03.2023

Жизнь человека на фоне истории

Беседа с издателями трехтомника «Ярославское духовенство: истории служения», «Ярославское купечество: истории созидания», «Ярославское дворянство: истории долга», отмеченного в конкурсе «Просвещение через книгу». О проекте рассказывают Анастасия и Юрий Маслов, редакторы издательства «Медиарост».

Номинация «Лучшее справочное и краеведческое издание», 1 место


— Для кого предназначены эти книги? Кто их читатель?

— Издания входят в научно-популярную книжную серию с показательным названием: «Библиотека ярославской семьи». Наша концепция — книги для семейного чтения. Книги предназначены читателям любого возраста: от школьников до людей старшего поколения. Разумеется, в первую очередь мы адресуемся к жителям Ярославской области, но при этом заботимся, чтобы тексты были понятны и интересны и для всех остальных: издания встречают спрос на всероссийских книжных фестивалях и в интернете.
Интересно, что издательство с этой трилогией одержало победу в номинации «Лучшая краеведческая книга» на международном фестивале «Книжная Сибирь — 2022». Это лишний раз показывает, что тема интересна вовсе не одним только ярославцам.
В рамках серии — а работа над ней началась ровно 10 лет назад, в 2012 году, — вышло порядка 30 томов, что подтверждает актуальность концепции.

— В чем задача издания?

— Показать судьбы людей — представителей духовенства, купечества и дворянства — в контексте истории малой родины и всей страны. Рассказать о деятелях, которые созидательно меняли жизнь вокруг себя и в итоге сделали Ярославский край таким, каким мы видим его сегодня. Наконец, воздать дань уважения лучшим и достойным землякам.

— Какой период истории охватывают сборники?

— Самой ранний по времени очерк — в томе «Духовенство», он посвящен святителю Трифону, с которым связано обретение Толгской иконы Божией Матери (1314 год). Целый ряд персонажей — это «золотой» для ярославской истории XVII век: баснословно богатые ярославские купцы, храмоздатели (Надея Светешников, Гурьевы-Назарьевы, Скрипины).
Больше всего героев пришлось на очень плодотворный XIX век. Впрочем, зачастую в центре повествования оказывался не один персонаж, а целые роды, династии с многовековой историей. Это характерно и для купеческих семей (Вахромеевы, Оловянишниковы, Серебренниковы), и для дворянских (графы Мусины-Пушкины, князья Голицыны, дворяне Опочинины, Лихачёвы, Михалковы и другие).
История дворянского и купеческого сословий фактически закончилась с революцией, и в этих томах мы по большому счету дошли до начала советской эпохи.
Другое дело — духовенство. С 1917 годом там всё не оборвалось, зато началась совсем другая история. Поэтому в книгу включено несколько биографий, относящихся к ХХ веку, это практически наши современники: святитель Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Иоанн (Вендланд), протоиерей Борис Старк. Последний очерк посвящен архимандриту Павлу Груздеву — старцу, которого ярославцы очень любят и чтят.

— Что вошло в эти сборники? Как отбирались герои?

— В каждый том вошло порядка 20-25 биографических очерков. Герои отбирались редколлегией, утверждались в ходе творческой дискуссии. При этом важно было учесть уже изданные и предполагаемые к изданию будущие книги, чтобы не возникло самоповторов. Так, том, посвященный духовенству, — уже второй проект на данную тему, ему предшествовал представительный сборник «Святые Ярославской земли».

— Какими источниками пользовались авторы и составители?

— Вообще, опора на документы у нас обязательна. Круг источников очень широкий, от церковных метрических документов до географических карт и геральдических справочников. Были собственные счастливые находки авторов в архивах и других хранилищах, а также ценные сведения, полученные от наследников того или иного известного рода. Ряд документов и фотографий опубликован впервые.
Везде, где можно, мы опираемся на первоисточники, такие как дневники и мемуары, цитируем, давая возможность читателю «услышать голос» самих героев. Самый яркий пример — дневники Андрея Тихвинского, протоиерея ростовского Успенского собора. Этот уникальный источник во всех подробностях отражает не только повседневную жизнь одного человека, но и хронику уездного города за несколько десятилетий.

— Насколько осведомлены читатели о жизни, мировоззрении и ценностях своих предков? Рассказ нужно начинать «с нуля» — или всё-таки есть какая-то база, позволяющая на нее опираться?

— Мы рассчитываем не столько на знания, сколько на заинтересованность. В кратком очерке нельзя объять необъятное и исчерпывающе разъяснить, допустим, чем отличается «потомственный почётный гражданин» и «почётный гражданин города Мологи» — это звучит похоже, а на самом деле огромная разница.
У нас ведь не энциклопедия. Да, авторы и редакторы пользуются особыми приемами для внесения ясности: вставки на полях, толкования в скобках, отсылки к уже упомянутым выше фактам, примеры. Однако мы прекрасно понимаем, что читатель и сам волен уточнить что-то в интернете — было бы желание и интерес.
При этом читатель может быть и специалистом, но тоже увлечься новыми для него сведениями. Скажем, можно быть специалистом в области общественной истории, но при этом почерпнуть что-то новое из истории искусства или истории военной.

— Насколько сильны внедренные в советское время представления о классовом разделении общества? Что показывают собранные материалы — взаимодействие сословий носило характер борьбы или сотрудничества ради общего блага?

— Собранные материалы показывают, что межсословные отношения не были идиллическими. По нашим личным наблюдениям, представления о разделении общества до сих пор сильны.
Для нас бесспорно то, что старая Россия действительно была страной сословий. Человек по факту рождения относился к крестьянскому, мещанскому, казачьему, купеческому, духовному, дворянскому или другому сословию, и нам в ХХI веке даже трудно до конца постичь, насколько мощно эта сегрегация предопределяла жизнь и судьбу. При этом самые интересные сюжеты, как всегда в жизни, — промежуточные. Были, как ни парадоксально, крепостные крестьяне — «миллионщики», а были нищие дворяне, как Акакий Акакиевич.
Наш любимый пример — знаменитый митрополит Иона Сысоевич, строитель всемирно известного Ростовского кремля. Он происходил из самых низов. Как, кстати, и его современник патриарх Никон.

— Какие представления из тех времен было бы полезно вернуть и усвоить в нынешнем обществе?

— Во все времена остаётся один принцип: по мере сил добросовестно делать свое дело, созидательно изменяя жизнь вокруг себя.

— Планируется ли продолжить серию рассказом о других сословиях?

— Работая над трилогией, мы лишний раз убедились, что любой из ярких героев достоин отдельного повествования. Поэтому в ближайших планах — продолжение серии в монографическом ключе, так, чтобы подробнее и полнее показать жизнь выдающегося человека на фоне большой истории.

Беседовала Вера Шарапова

Источник: журнал «Православное книжное обозрение»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru