Издательский Совет Русской Православной Церкви: Василий Дворцов: Нам дан идеал любви – Христос

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Василий Дворцов: Нам дан идеал любви – Христос 01.03.2023

Василий Дворцов: Нам дан идеал любви – Христос

О православной вере и литературном творчестве рассказывает писатель Василий Дворцов.

Материал подготовлен в рамках работы форума «Мiръ Слова».

– Василий Владимирович, какие творческие проекты Вы сегодня реализуете?

– Личные проекты? Всё ещё заканчиваю эпопею о религиозной жизни современной Москвы глазами провинциала, и, наконец-то, решился вернуться к публицистике – события этого года развивались столь стремительно, что никак не получалось успеть продумать, только что разве прочувствовать, не получалось аналитически разобрать и собрать что происходило с нашей Родиной, с нашим народом, с нами лично. Сейчас шок поумерился, немного обезболился, многое в глазах и ушах уже стабилизируется, так что можно и нужно включать логику, чтобы с опорой на священное предание, на православную традицию делать своё писательское дело – толковать российское бытиё. Есть как бы три внутренних заказа-направления для исследований: война глазами друзей, война глазами врагов и война глазами ангелов. Так что, работаем!

– Что входит в круг Вашего чтения из православной литературы?

– Ну, день начинается с утреннего молитвенного правила. А здесь радость: почти каждое утро какое-то предложение, какая-то строчка или даже словосочетание вдруг раскрывают неожиданные глубины, вспыхивают просто ослепительным светом, а, казалось бы, – всё давно на автомате. И далее «православное чтение» должно продолжаться ежедневным или Евангелием, или Толкованиями святых отцов Евангелия. Тут уточнение: Вы же знаете – для меня определение «православная литература» имеет достаточно чёткое ограничение, она исключает беллетристику, хотя поэзия её природное свойство. Другое дело «благочестивая литература», литература, пронизанная духом православия, но это же практически вся русская классика! Одно время зачитывался житиями, сейчас больше письмами-посланиями русских учителей Церкви: Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, оптинцев. Естественно, когда работаешь над конкретной темой – изучаешь всё, что в религиозном плане связанно с искушениями и испытаниями данного времени: расколом, революцией, войной.

– Как, на Ваш взгляд, раскрывается христианская тема в творчестве современных писателей, в ваших произведениях?

– Да тема-то одна и у современников, и предшественников. И последующих за нами писателями: тема «возвращение блудного сына». Вечная тема Отчей и Сыновней любви, тема предательства и покаяния в различных контекстах – где эпохи, уровни технического прогресса, социальные или национальные привязки, всегда вторичны, всегда лишь декорации, а главное – осознание тварью жертвенности любящего её Творца. К максимальному раскрытию этой темы приближаются лишь те, кто сами совершенны в самоотдаче, в самопожертвовании. Нам дан идеал любви – Христос, и потому христианская тема – приближение к раскрытию, к разгадыванию смыслов Его земного пути как примера исполнения Отеческой жертвы.

– Кого из писателей-священнослужителей Вы можете отметить?

– Поэтов? Публицистов?.. Понимаете, писательство, литературное творчество – страшная, всепоглощающая страсть. Чтобы стать настоящим, большим писателем, тем паче в нашей России, с её-то высочайшей планкой оценки, с её неоглядно гениальным фоном, нужно отдавать себя литературе полностью, безоглядно. Любое искусство – это гипертрофированная душевная жизнь, искусство работает с эмоциями прежде всего, затем с разумом. И потому оно, писательство, очень опасно для тех, кто избрал себе путь духовного, а не душевного служения. Конечно, есть хорошие «батюшкины» стихи, добротные «приходские» рассказы, но всё же от человека в сане мы ждём не эстетических услаждений, а молитвенной помощи.

– Что из классики Вы перечитываете?

– В последние лет пять обильно перечитывал Гончарова и Достоевского. «Повторил пройденное» с Алексеем Николаевичем Толстым и Михаилом Шолоховым. А из поэтов – куда же нам без Пушкина? Разве может русский человек прожить хоть месяц без Алексея Константиновича Толстого и Афанасия Фета? Нам нельзя и без Гумилёва, Павла Васильева. Опять же, повторюсь, увы, профессионально уже перечитывается то, что как-то привязано к тому, над чем работаешь, что даёт атмосферу, образ мышления, ритмику, энергетику изучаемого времени.

– Как сегодня меняется культура чтения? Как поддерживать интерес к книге?

– Вы о молодых читателях? Взрослым-то, уже сложившимся ничто не страшно, они читали и будут читать, у них уже сложился вкус: их торговцы уже не обманут, продавая под занимательными обложками пустоту. Отсюда задача – воспитывать вкус, опираясь на классику. Ведь для любых поколений литературный процесс, как процесс национального самосознания, глубиной проработки вечных и злободневных тем, полнотой их охвата призван отвечать культурным и нравственным потребностям. Читатель ищет в большой, настоящей литературе свидетельств и толкований своему бытию – как внешнему, так и внутреннему. Разве можно искусственно воспалять такой интерес?

Татьяна Медведева

Досье. Василий Дворцов родился 15 февраля 1960 года в городе Томске. Работал токарем, дизайнером, художником-реставратором. В 40 лет начал заниматься литературой. Автор книг: «Нескончаемый патерик», «Кругом царила жизнь и радость», «Тогда, когда случится», «1943.Ковчег». Генеральный директор Союза писателей России. Организатор литературных фестивалей «Поэзия русского слова» в Анапе, «Хрустальный родник» в Орле, «Берега дружбы» в Таганроге. Номинант Патриаршей литературной премии 2021 года.










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru