Издательский Совет Русской Православной Церкви: Первый храм женской волей. Как вдова Дмитрия Донского изменила Кремль

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Первый храм женской волей. Как вдова Дмитрия Донского изменила Кремль 16.02.2023

Первый храм женской волей. Как вдова Дмитрия Донского изменила Кремль

В этом году исполняется 630 лет с начала строительства одного из самых необычных храмов Кремля — церкви Рождества Богородицы. Это единственный из старых храмов Кремля, освященный в зимнее время. О выдающейся роли в развитии Кремля и в сохранении Руси его заказчицы — Евдокии, жены Дмитрия Донского, — РИА Новости рассказали специалисты в истории той эпохи.

Феофан Грек против Тохтамыша
Князь и княгиня счастливо прожили в браке 22 года, и еще 18 лет Евдокия Дмитриевна была вдовой. Ученые спорят, была ли Евдокия единственной женой князя Дмитрия.
«Первый брак Дмитрия мог иметь место в 1362 году, о чем косвенно говорят некоторые источники. Чтобы получить ярлык на великое княжение от Орды, Москва нуждалась в совершеннолетнем князе, и формально достичь этого статуса двенадцатилетнему Дмитрию позволяла женитьба. По всей видимости, эта неизвестная княгиня скончалась в 1364 году во время очередной вспышки чумы», — объяснил заведующий музейным комплексом «Куликово поле» в Моховом Олег Вронский.
Общепринятая точка зрения, однако, состоит в том, что Евдокия была единственной супругой князя, что подкрепляется подавляющим большинством дошедших до нас летописных свидетельств.
Княгиня Евдокия стала первой женщиной на Руси, выступившей в качестве ктитора — спонсора и куратора храмового строительства. Церковь Рождества Богородицы в Кремле была полностью возведена под ее надзором. Строительство храма, скорее всего, началось в 1393 году, а освятили его уже 1 февраля 1394 года. По словам историков, храм за год — нормальный темп каменного строительства для Руси того времени.
«Как правило, любое строительство — деревянное, каменное, кирпичное — с наступлением морозов откладывалось до весны. Но эту церковь почему-то решили освятить зимой, и это единственный подобный случай в истории Кремля», — сообщил ведущий научный сотрудник факультета гуманитарных наук ВШЭ Александр Лаврентьев.
По мнению специалистов, это могло быть вызвано необходимостью быстро приступить к росписи храма — дело в том, что тогда в Москву приехал Феофан Грек, крупнейший иконописец своего времени. Работу в Кремле, церкви которого уже 13 лет нуждались в реставрации после набега Тохтамыша, приглашенный мастер начал именно с новой небольшой церкви.

Женская рука Кремля
Историкам не известно, мог ли ктитор участвовать в проектировании храма как заказчик. Однако в случае с княгиней Евдокией есть косвенные указания на это — внутри храма были возведены хоры, то есть небольшой балкон для княжеской семьи, что было нехарактерно для небольших церквей.
Каменное строительство тогда было крайне дорогим. Есть запись в Псковской второй летописи, согласно которой стоимость Троицкого собора, возведенного в 1354-1356 годах, составила 400 рублей серебром. Для сравнения, в эту эпоху ордынская дань, собиравшаяся раз в несколько лет со всей Руси, в среднем составляла пять тысяч рублей.
«Точно определять стоимость подобных работ мы можем только с XVI века, когда в Московском царстве появилась подробная бухгалтерия храмового строительства. Но даже небольшая церковь стоила немало. Неудивительно, что сам Дмитрий Иванович построил в Москве только каменный кремль и ни одного каменного храма», — отметил Лаврентьев.
Как отмечают историки, вероятно, именно заботами княгини Кремль приобрел более просторную внутреннюю планировку. Храм, ставший местом молитвы великих княгинь и цариц, неоднократно перестраивался последующими государями. Купол, который и сейчас можно найти на кремлевском силуэте, относится к XVII веку. В этой церкви венчался Лев Толстой.

Утешая Русь
Храм Рождества Богородицы, как считают историки, был построен в честь победы Дмитрия Донского в Куликовской битве. Прямых сообщений об этом в источниках нет, однако все летописи указывают на то, что сражение состоялось именно в этот праздник.
По мнению историков, княгиня всегда была незаменимым помощником мужа, играя роль своего рода «министра культуры». Она курировала развитие монастырей, привлекала в московские земли иконописцев и зодчих.
Дело в том, что Дмитрий Иванович на протяжении всего тридцатилетнего правления вел постоянную войну одновременно с Литвой, Ордой, Тверью и Рязанью. Князь проводил в походах столько времени, что посвятить себя мирному развитию страны в полной мере попросту не мог.
«Князь Дмитрий славился крутым нравом, и княгиня Евдокия была одной из немногих, кто мог смирить его. Только благодаря настойчивости княгини великий князь уже на смертном одре прекратил многолетнюю ссору со своим братом и соратником Владимиром Серпуховским. Это позволило избежать распри в княжеском доме и падения влияния Москвы после смерти Донского», — рассказал Вронский.

Хозяйки Москвы
Как считают историки, до Евдокии великие княгини при живом муже не играли большой роли в жизни страны, хотя вдова в ряде случаев и могла стать довольно влиятельной. По завещанию же Донского его супруга становилась главным распорядителем и землевладельцем княжества, фактически — главою правящего дома.
Дело в том, что неженатые сыновья на Руси той эпохи даже в зрелом возрасте обладали ограниченной дееспособностью. «Сыновья должны слушаться мать» — такая формула трижды повторяется в завещании Донского. Но даже после женитьбы старшего сына Василия в 1391 году Евдокия сохранила свою власть. Владения, оставленные мужем, только после ее кончины отошли сыновьям.
«Выдающееся доверие Дмитрия Донского к Евдокии и та роль, которую она сыграла в сохранении и укреплении княжества, конечно, сильно повлияли на властную традицию Руси. Сын и внук Донского в своих завещаниях возлагали на своих вдов сходные задачи и полномочия», — отметил Лаврентьев.
Авторитет и народная любовь княгини только росли с годами. Символическим свидетельством этого служит то, что Евдокия продолжала жить в кремлевском дворе великих княгинь даже после женитьбы старшего сына.
Церковь Рождества Богородицы не была единственным проектом княгини — в 1407 году ею был заложен собор Вознесенского монастыря, также в Кремле. Спустя чуть более месяца после начала работ княгиня скончалась и была погребена в этом храме, как и все жены московских князей и царей впоследствии. Возведение собора возобновила невестка Евдокии, Софья Витовтовна, когда, в свою очередь, стала вдовой великого князя. Однако полностью завершить стройку смогла только Мария Ярославна — вдова внука Дмитрия Донского.

Материал подготовлен на основе доклада Александра Лаврентьева на IX Всероссийском семинаре «Город Средневековья и раннего Нового времени»

Источник

В тему. Лауреат Патриаршей литературной премии писатель Константин Ковалев-Случевский – автор книги "Евдокия Московская: Жизнеописание святой Евфросинии, великой княгини, жены и вдовы Дмитрия Донского", в аннотации к которой отмечается: «Ее считают небесной покровительницей и заступницей Москвы и всей России. В наши дни учрежден орден и медаль Евфросинии Московской, которыми награждают женщин, внесших особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения».









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru