Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Средства для желающих спастись

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Средства для желающих спастись 14.10.2022

Митрополит Климент: Средства для желающих спастись

Господь, обращаясь к верующим, говорит: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин.14:26). Здесь возникает вопрос: как же действует в человеке посланный Христом Утешитель? Действует Он через врачующую и неоскудевающую Благодать. Благодать Святого Духа — это особая сила Божия, которую возможно снискать в церковных таинствах. Благодаря ей, человек может обрести утраченное единство с Творцом и достичь вечной жизни.
В Евангелии упоминается об установлении Спасителем семи таинств: Крещения и Миропомазания (Мф. 28:19), Причащения (Мф. 26:26—27), Брака (Мф. 19:4—6), Елеосвящения (Мк. 6:12—13), Покаяния (Мф. 4:17) и Священства (Ин. 20:22—23). Каждое из них сообщает человеку определенный дар благодати. Её действием Господь поддерживает верующего, воспламеняет в нем веру, укрепляет в стремлении жить по евангельским заповедям, исцеляет от душевных и телесных недугов.
Через участие в таинствах верующий человек освобождается от греховного гнета и получает возможность исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Напротив, игнорируя жизнь Церкви, он лишает себя помощи и Божественного утешения. По словам святителя Тихона Задонского, душа человека в таком случае уподобляется иссохшей земле. Она не может дать всходы, даже если имеет в себе доброе семя, а если семя и смогло прорасти, то росток без влаги погибнет.
Обращение к Господу совершается при взаимодействии человеческой воли и воли Божественной. Посредством благодати Господь «реанимирует» человека, воскрешает в нем желание обратиться к Благу. «Разбитое в прах нельзя восстановить, — произносим мы слова благодарственного акафиста, — но Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее». Так целительно действует на человека благодать.
Но для того, чтобы воспринять ее, и в человеке произошли добрые изменения, одного воздействия Божия недостаточно. Господь ценит человеческую свободу, поэтому со стороны человека необходимы решительность и действия. Он должен проявить веру в истинность таинства, внутреннее желание воспринять дар Божественной любви и предпринять шаги к изменению жизни. С чего надо начинать этот путь к спасению? Первое, что человек должен сделать — это осознать собственную греховность, раскаяться и делами засвидетельствовать стремление ко Христу.
Происходящее в момент священнодействия сокровенно и непостижимо для человека. Именно поэтому оно и именуется «таинством». При произнесении слов священнической молитвы на верующих нисходит благодать Духа Святого. Она аллегорически сравнивается святителем Иоанном Златоустом с величайшим источником, к которому приступают верующие — каждый с сосудом определенной величины. Человек воспринимает благодать настолько, насколько в данный момент позволяет его духовное состояние.
С приходом в мир Христа возможность пребывать в вечности с Творцом появилась у каждого, стремящегося к этому. Святитель Феофан объясняет это тем, что Бог из любви к человеку предусмотрел способ его возвращения в рай. Когда человек пал, это стало возможным через воплощение, распятие и воскресение Сына Божия. Родившись от Девы Марии, Он соединил в Себе две природы: человеческую и Божественную. Когда верующие участвуют в церковных таинствах, они благодатью Святого Духа непосредственно соединяются со Христом, а в Нем и с Богом Отцом. Лишь принимаемая через таинства Церкви благодать «сильна содевать в нас спасение наше», — заключает святитель Феофан.
И сейчас Господь ожидает, когда человек откликнется на Его любовь и, испытывая духовную жажду, приникнет к источнику Его щедрот, станет причастным таинствам Церкви. Христос обращается к каждому из нас: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к Нему и обитель у Него сотворим» (Ин.14:23).

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru