Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополита Калужского и Боровского Климента на торжественной церемонии, посвященной 500-летию со дня рождения русского первопечатника и просветителя диакона Ивана Федорова

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополита Калужского и Боровского Климента на торжественной церемонии, посвященной 500-летию со дня рождения русского первопечатника и просветителя диакона Ивана Федорова 02.09.2010

Слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополита Калужского и Боровского Климента на торжественной церемонии, посвященной 500-летию со дня рождения русского первопечатника и просветителя диакона Ивана Федорова

Дорогие друзья!

Сердечно приветствую вас, собравшихся у этого памятника великому сыну нашего отечества, русскому первопечатнику и просветителю диакону Ивану Федорову, чтобы отметить его 500-летний юбилей со дня рождения, и хочу передать поздравления с этой датой от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Первые печатные книги – это исток могучего книжного потока наших дней. Первый Апостол, напечатанный диаконом Иваном Федоровым, - это начало развития великого печатного дела на Руси в последующие века. С началом книгопечатания в нашем отечестве начался новый период просвещения. Знание стало доступным разным слоям общества, и само печатное дело было направлено для разных людей. Уже в первый период развития на Руси книжного дела мы видим, что печатались как фолианты в шикарных переплётах и изящные миниатюрные книжечки, так и скромные учебники по грамматике, научные трактаты и иллюстрированные «книги бедняков». Сейчас это памятники минувших веков, но не так уж давно книга, изготовленная типографским способом, совершила настоящий прорыв в деле донесения информации читателю и оказалась новейшим техническим достижением. Вобрав в себя многовековой опыт рукописной книжности, книгопечатание с первых же десятилетий своего существования оказало колоссальное влияние на развитие культуры в нашем отечестве.

Возникновение книгопечатания на Руси неразрывно связано с именем диакона Ивана Федорова. По благословению митрополита Макария, 19 апреля 1563 года, он вместе со своим близким другом и помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем стал готовить к печатному изданию богослужебную книгу Апостол. Почти что через год, 1 марта 1564 года, этот труд был окончен, и в свет вышла первая на Руси печатная книга.

С тех пор за диаконом Иваном Федоровым прочно укрепилось величание первопечатника Земли Русской. Интересно и то, что он избрал именно богослужебную книгу Апостол для печати, а не какой-либо другой труд. «Апостол» с греческого языка переводится как «посланник», а само содержание книги доносит до нас сведения о том, как Божественная Истина доносилась до современников апостолов. И это символично, ибо книга должна быть посланницей просвещения. Она должна нести человеку Истину, раскрывать перед ним красоту Божественного мира, развивать в его сердце любовь. Изобретение книгопечатного дела — это Богом благословленный труд человека, который должен быть направлен на умножение добра в мире.

Но как отнеслись к первой печатной книге и диакону Ивану Федорову? Вот что написал в послесловии Апостола сам первопечатник: в Москве нашлись люди, которые захотели «благое во зло превратити и божие дело вконец погубити». Из-за возникших гонений диакон Иван Федоров вынужден был покинуть Россию и переселиться в Литву. Но и там он смог воплотить в жизнь много новых печатных проектов, и в памяти русского народа он остался как первопечатник и просветитель Земли Русской.

Когда осмысливаешь страницы из непростой жизни диакона Ивана Федорова, то невольно думаешь: почему так сложилась его судьба? Почему не только при жизни, но и сейчас его подвиг в забвении? В подтверждение этой мысли обращу ваше внимание на судьбу его памятника. Сначала он был установлен у Китайгородской стены (сегодня это площадь Революции), а в советское время перемещен на Лубянскую площадь, но во время реконструкции данной площади он был перемещен практически на ее задворки. Сегодня он, в принципе, является всего лишь слабозаметным для взгляда прохожих украшением крыши престижного автосалона.
Если нам дорога наша история, если мы хотим, чтобы о лучших сынах нашего отечества и Русской Православной Церкви знали наши потомки, мы должны дать добрый образец для подражания: необходимо вернуть прежний статус первопечатнику и просветителю Земли Русской, водворив его памятник на видное для взоров всех граждан и гостей нашей страны место.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru