Издательский Совет Русской Православной Церкви: Архимандрит Дамаскин (Орловский): Безупречное зеркало житий святых

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Безупречное зеркало житий святых 03.06.2022

Архимандрит Дамаскин (Орловский): Безупречное зеркало житий святых

Интервью с номинантом Патриаршей литературной премии 2022 года.

— Ваше творчество посвящено сонму святых, просиявших во времена гонений. Что самое важное для нас сегодня, чему может научить опыт святых новомучеников в наше время — в отношениях с властью, с Богом и ближними в тяжелой ситуации? Можно ли говорить о типичной реакции святого на вызовы того времени, которые могут повториться и сейчас?

— Более тысячи житий святых новомучеников, к которым принадлежат люди разного социального происхождения, образования и различных дарований могут ответить на любой вопрос современного человека, попавшего в тесные, трагические или вообще затруднительные обстоятельства. Люди разные и обстоятельства различные — но и святые мученики разные и обстоятельства их жизни весьма различные, так что каждый человек может получить от них для себя ответ, нужно лишь внимательно читать их жития, вникать, размышлять над их христианской жизненной позицией, в конце концов, просить об ответе у них — и мы получим его, вполне определенный и ясный. Единственно, что в них общее — это верность Христу в крайних и не очень крайних обстоятельствах. Впрочем, для христианина все обстоятельства крайние, потому что от правильного выбора зависит его главная жизнь, жизнь со Христом. Это и есть исчерпывающий и верный ответ на вопрошание человека помощи мучеников. Если человек ориентируется исключительно на свою мировоззренческую позицию, пусть и добытую тяжелым трудом, и лишь из нее исходит, он может ошибиться, сбиться с пути и даже забыть, что отвечать перед Богочеловеком Христом будет он. И если в запутанных обстоятельствах и в случае необходимости выбора он спросит себя — а как он будет отвечать за свой выбор перед Христом, то, предполагаю, он в своем выборе не ошибется.

— Говорят, что почитание святых новомучеников мало востребовано сейчас — так ли это?

— Думаю, что методологически неправильно ставить вопрос, есть ли ныне почитание, или действенное обращение к святым новомученикам. Поставленный таким образом вопрос предполагает, что было время, когда русское религиозное общество массово интересовалось житиями святых и почитало их. Однако уже в начале ХХ века священномученик Андроник, архиепископ Пермский, укорял верующих людей, что они не знают житий святых, даже тех, чье имя они носят. Всегда, в частности и в наше время, к святым мученикам обращаются все те, кто в этом нуждается. Когда мы говорим, что люди более обращаются к преподобным, а еще более того к чудотворцам, нежели к мученикам, то это справедливо лишь с той оговоркой, что они обращаются к ним исключительно как просители, не утруждая себя изучением жизни тех святых, к кому обращаются, и не предполагая воспользоваться их опытом. Восприятие святых современным обществом — это вопрос о нравственном и религиозном состоянии самого общества и может быть областью отдельного научного исследования. Зеркало, которое представляет собой жизнь святых, безупречно. Но насколько безупречен и духовно не поврежден человек, смотрящийся в зеркало, или из-за своих нравственных проблем он уже ничего в нем не видит? Имея уши, не слышит? Имея очи, не видит? Вот в чем вопрос. Не обличает ли современного человека жизнь и подвиг святых, почти его современников? Но любое обличение современным человеком воспринимается очень болезненно.

— Насколько изменилось за годы трудов по сбору и осмыслению сведений о святых новомучениках Ваше восприятие их подвига, российской истории?

— Изменилось кардинально. Если в начале или даже в середине исследовательского пути я мог разве что только выдвигать ту или иную гипотезу, не будучи уверен в ее правоте, и вскоре действительно убеждался, что гипотеза не подтверждается убедительными данными, то теперь, благодаря целостному и всестороннему исследованию, его репрезентативности, я в некоторых положениях уже совершенно уверен, и они из области гипотез и предположений перешли в область фактов. Изменились видение и восприятие подвига пострадавших в ХХ веке христиан. Жизнь и человек в ней оказались, как это и должно быть, значительно сложнее упрощенных схем. Мученичество условных христиан рассматривается обычно почти исключительно в земной плоскости, то есть мы рассматриваем христиан по их социальному положению — священнослужителей, монахов или мирян, о которых можно сказать, что они были до трагических событий 1917 года вероисповедными христианами, то есть исповедовались и причащались святых Христовых Таин один или два раза в год, как тогда было принято, и жили иногда, мягко говоря, не в полном соответствии с христианской нравственностью, затем их убили, учитывая их христианский статус, или убили превентивно, на всякий случай, что в те годы случалось часто, но имеет ли в таком случае христианское исповедничество место или нет — это большой вопрос. Исповедание Христа до мученической кончины — это не историческая, не государственная и вообще не земная категория, эта категория находится исключительно в области церковной, насколько та принадлежит к категории духовной, небесной, а не к земной. Исповеднический подвиг может быть только христианским, целостным, заключающим в себе исполнение христианских заповедей, когда исповедник в своем подвиге предстоит исключительно одному Богу; кратко говоря, когда этот подвиг, как и подвиг древних мучеников, является исключительно небесным, подвигом веры, почти ничего не имеющим общего ни с чем земным. Так было в древности, так было в недавнее время, так будет и во все времена гонений — мало спасающихся и много отпадших.

— Есть ли у Вас любимые святые среди них, кто?

— У меня много близких мне святых, жизнь которых я старался исследовать, но чтобы не переходить в перечисление имен, назову одного, весьма близкого мне святого — священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, совместившего в своей душе и в своей жизни подвиг святителей, преподобных, исповедников и мучеников.

— Остались ли еще живые свидетели, обладающие ценной информацией о святых новомучениках, или исследователям остается использовать письменные источники и надеяться на открытие закрытых сейчас архивов?

— Течение времени неумолимо, и стрелки часов перемещаются стремительно, смотрим мы на них или нет. В настоящее время таких свидетелей не осталось. Современным и будущим исследователям остается лишь пользоваться сохранившимися письменными источниками и надеяться на открытие, и желательно полное, всех имеющихся в настоящее время архивов. Только таким образом можно будет избежать ошибок, только это откроет перед исследователями действительную картину прошлого. Если человек к этому времени еще сохранит способность удивляться, то он будет весьма удивлен и даже шокирован тем, что увидит. Конечно, много меньше, чем на Страшном Суде, но в некоторых аспектах близко к тому.

— Если у кого-то из наших читателей в семье сохранились воспоминания о временах гонений, которыми они считают важными поделиться, как это можно сделать?

— Думаю, что такие воспоминания разумно будет отправлять на адрес храма, где я служу, Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе 109240 г. Москва, Лыщиков пер., 10 или на электронный адрес Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»: info@fond.ru, на котором размещаются все материалы, касающиеся в той или иной степени святых новомучеников Церкви Русской.


Беседовал Илья Агафонов


ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

• Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии. В 8-и томах. 2002-2006;
• Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 2005-;
• Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. 2017;
• Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). 2018;
• Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность. 2018;
• Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского», 2018;
• Огнь пылающий: житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского: из духовного наследия. 2019.
• Бог судил мне быть исповедником. Житие священноисповедника Романа Медведя. 2020:
• Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. 2021.


Источник: журнал «Православное книжное обозрение»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru