Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Встань и пойди

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Встань и пойди 08.03.2022

Митрополит Климент: Встань и пойди

Начался Великий пост. Христианин ставит себе диагноз: «Богатство души разорил грехом, пуст добродетелей, голодаю», — и просит о помощи: «Господи, подающий милости, спаси мя!» Эти слова канона преподобного Андрея Критского, читаемого на первой седмице (четверг, песнь 1, тропарь 6), отсылают к притче о блудном сыне, который промотал отцовское наследство, обнищал и голодал настолько, что даже свиной корм был для него желанной пищей. В каноне идет речь о духовном голоде, в котором пребывает душа, далеко ушедшая от Небесного Отечества.

Телесный голод мы старательно утоляем, а голод души зачастую не склонны замечать. Не таков преподобный Андрей Критский, который ужасается, что богатство душевное разорено грехом. При этом он не воспринимает грех примитивно, как плохой поступок. Это не просто: «может мы обидели кого-то зря», сделали что-то недоброе, и потом «календарь закроет этот лист». Грех — это болезнь, которая разрушает душу согрешающего человека. Подобно вирусу грех опасен осложнениями. Чем чаще мы грешим, тем с большей силой он на нас воздействует и остается в душе, пока мы не исцелим ее покаянием.

Как в притче отец дал своему младшему сыну наследство, так и Господь наделяет нас силами и способностями, чтобы с их помощью мы стремились к Нему, искали Его, побеждали искушения. Но если мы используем полученное добро не по назначению, оно тратится напрасно. Например, если мы расходуем душевные силы на зависть, на ненависть к окружающим, то разоряем свою душу. Она «пустеет», как говорит преподобный Андрей. Даже земные таланты можно потерять, если пренебрегать ими, не развивать их. Тем более это касается духовной жизни. Человек, сжившийся с грехом, становится неспособным продвигаться к Христу, преодолевать свои злые навыки. Он утрачивает таланты, полученные от Бога, и остается без Него, наедине со своими страстями.

Почему же мы годами живем в состоянии духовного голода, и это нас не тревожит? Телесный голод нетрудно утолить полноценным питанием. А можно и перекусить чем-нибудь вкусненьким: чипсами, сухариками, конфетами… Голод пройдет, но организм не получит достаточного питания. Так же можно заглушить и духовный голод, наполняя душу пустыми впечатлениями. На этом держится популярность шоу бизнеса, социальных сетей, киноиндустрии, телевидения, глянцевых журналов, компьютерных игр и других развлечений. С их помощью можно перестать чувствовать, что душа голодает. Сделать это в современном мире даже легче, чем перебить аппетит. За теми же чипсами надо в магазин идти или ждать, пока доставят заказ. А тут достаточно взять в руки пульт или смартфон, и ты уже в иной, увлекательной реальности, которая оттеснит твои духовные запросы на дальний план.

Только вот оставлять душу голодной очень опасно, потому что в отличие от тела она будет испытывать его и за порогом вечности. Если человек привык заглушать духовные запросы всевозможными суррогатами, то после смерти голод останется, а отвлекающих от него средств уже не будет. Для того, кто здесь не научился утолять голод души общением с Богом, это будет мучением в вечности. Одна из заповедей Нагорной проповеди прямо об этом говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

Как же нам, блудным детям, возвратиться к Отцу Небесному? Единственный путь — признать свою неправоту и принести покаяние — изменить направление своей жизни, поставив в ее центр Христа. Конечно, человек способен осознавать, что сделал зло, поступил против совести, и даже сожалеть об этом. Но до тех пор, пока он чужд Господу, покаяние не совершается. Даже если постараться исправить свой проступок перед другим человеком: извиниться перед ним, найти способ загладить свою вину, — все это может удовлетворить чувство справедливости, но не исцелить душу. Она останется во власти страстей. Каяться надо именно перед Богом. Примирившись с тем, кого обидел или осудил, просить об исцелении души надо у Того, Кто способен вернуть ей здоровье. Только такое покаяние целительно.

В ветхозаветные времена покаяние избавляло от последствий греха лишь в земной жизни. Бог прощал кающегося, но это не изменяло его вечной участи. Все люди: и кающиеся, и нераскаянные — после смерти пребывали в аду, потому что в мир еще не пришел Спаситель. Святитель Афанасий Великий писал, что покаяние прекращает грех, но не выводит из состояния тления — разобщенности с Богом, Который имеет в Себе жизнь вечную. И если бы это состояние не следовало неминуемо за грехом, то достаточно было принести покаяние.

Природа человека стала тленной, когда ее связь с Творцом прервалась после грехопадения прародителей. Они отпали от Бога в раю и передали свое состояние тления всем потомкам. Избавить людей от тления способен только Господь, Который для этого принял человеческое естество, но не знал греха и победил смерть. С тех пор каждый человек свободен выбирать: вернуться к Богу или навеки остаться в состоянии тления. Вот почему для излечения души человеку необходимо соединиться с Богом, а быть добродушным и совестливым недостаточно. Если человек творит добрые дела, но не знает о Христе, то Господь может ему открыться, как апостолу Павлу (Деян. 9:3—6) или римскому сотнику Корнилию (Деян. 10:1—6). Но если человек сознательно отказывается быть с Богом, значит, он не хочет избавиться от тления. Ему достаточно его добрых дел, которые сами по себе никого не спасут. Спасает нас Бог, а не добрые дела, оторванные от веры.

И покаяние, и добрые дела, творимые ради Бога, готовят почву души для вселения в нее Христа. Этим надо заниматься человеку в продолжение земной жизни, постоянно и активно. Ведь то, чему уделять внимание, силы, время, и будет расти и крепнуть в душе: либо добродетели, либо страсти. И чем более вросла в душу страсть, тем труднее будет ее искоренить, желая соединиться с Господом. Например, человек замечает за собой, что он не терпит, когда что-то совершается не по его воле, и стремится всегда и во всем настоять на своем. Если он решит избавиться от этой страсти, то его ожидает серьезная борьба. Тем не менее, надо спешить вступить в эту борьбу, пока страсть не усилилась еще больше. Одна подвижница писала, что в монастыре она боролась с подобной своей бедой, и на этом пути 38 раз впадала в горячку, так тяжело было перебарывать желание самовластия, укоренившееся в душе.

Пока человек жив, он всегда имеет возможность встать на путь возвращения к Богу. Каждый шаг в этом направлении должен совершаться с молитвой, ибо всего можно достичь с помощью Божией, и, наоборот, как сказал Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Когда страсть настолько овладела душой, что человек не в состоянии даже шелохнуться, ему остается только молиться: «Господи, приди, помоги мне, сам я уже ни на что не способен». Если же есть хоть капля сил, а он лежит на диване и просит: «Господи, сделай так, чтобы я, наконец, встал и пошел трудиться», — это несерьезно. Встань и пойди, Господь ждет тебя.

 

«Вечерняя Москва»

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru