Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Прощеное воскресение

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Прощеное воскресение 04.03.2022

Митрополит Климент: Прощеное воскресение

В воскресный день перед началом Великого поста мы просим друг у друга прощения. Почему исполнению этой евангельской заповеди придается столь большое значение перед Великим постом?

В ряду всех событий церковного года Великий пост — наиболее серьезный подвиг из всех, которые христианин должен понести, и вступить в него необходимо с чистой совестью. Как сказал Господь, если ты принесешь дар твой к алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, то иди и примирись прежде с братом своим, и тогда только принеси дар твой (см. Мф. 5:23—24). Великий пост — тоже наш дар Богу, поскольку мы отдаем Ему свое время, силы, стараемся в эти несколько недель отвлечься от суетных дел и посвятить как можно больше времени духовной жизни, общению с Богом. Естественно, вступить в такой подвиг мы должны с мирным сердцем, не помраченным обидами и враждой.

Для этого необходимо попросить прощения у всех, кого мы могли за прошедший год как-то расстроить: поссориться, осудить или обидеть, — хотя бы и неумышленно. Вообще, надо быть готовым просить прощения в любой момент и мириться незамедлительно. Апостол Павел учит всех христиан не откладывать примирение даже до вечера: «Солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4:26). Однако по немощи у нас не всегда это получается. По этой причине Церковь установила особый день, в который мы должны вспомнить об этой обязанности и понудить себя избавиться от укоров своей совести в отношениях с ближними.

Как гласит пословица, «чужая душа — потемки»: другой человек, даже близкий, может не подозревать о том, что причинил нам скорбь сказанным сгоряча словом или молчанием, необдуманным поступком или бездействием. Вот почему Церковь призывает каждого христианина в первую очередь избавиться от собственных обид, первым попросить прощения у тех, кто оскорбил нас, ранил своим словом, проявил к нашим нуждам безразличие. Особенно надо просить того, кто действовал против нас по страсти и нарочито нанес оскорбление. Если мы будем продолжать держать зло на этого человека, то не сможем молиться с чистым сердцем и с пользой пройти предстоящий духовный подвиг. Обида будет отравлять нас изнутри, лишая способности принять прощение от Господа (ср. Мф. 6:14—15).

У тех же, кого мы сами обидели, необходимо не просто попросить о прощении, но и постараться примириться с ними. Если ближний имеет что-то против нас, то нам надо принести перед ним свое покаяние. Раньше перед долгой разлукой или перед своей кончиной человек собирал всех своих родственников и знакомых и просил у них прощения за вольно и невольно причиненные обиды. Это был не только добрый обычай, но и значимый момент с духовной точки зрения. Люди, не надеясь больше увидеться в земной жизни, старались, чтобы не осталось никакого недопонимания, размолвки, недоброй памяти о них. Человеку было важно, чтобы он ушел в дальнее путешествие или в мир иной с чистой совестью, ни на кого не держал зла и ненависти и у всех испросил прощения. Этот обычай был не грустным, а наоборот — радостным, поскольку служил очищению сердца, освобождению его от ожесточения.

Что значит простить? Это значит отпустить обиды, ненависть, раздражение, не держать на человека зла, не обижаться на него. Откуда в сердце возникают обиды? Их сеет дьявол. Ему неважно, кого и за что мы недолюбливаем. Для него главное — чтобы наше сердце было закрыто для Бога. Дьявол может уцепить человека за любую мелочь, чтобы посеять в его сердце неприязнь. При этом человек может считать, что он справедливо негодует на обидчика. Однако тем самым он причиняет вред, прежде всего, своей душе. Ведь его сердце наполняется желчью злобы. По этой причине в обиде надо обращать внимание не на слова и поступки другого человека, а на свое сердце, стремясь уберечь его от злобы и неприязни.

Лучший для этого способ — самому попросить прощения. Но от души сказать: «Прости», — бывает очень трудно, особенно тому, кто кругом неправ, сам задевает и обижает, даже когда его не трогают. В таком случае надо призывать на помощь Господа исполнить Его заповедь. Ведь если бы это было легко, то это не имело бы духовной ценности (ср. Мф. 5:46—47).

Когда душит обида, надо вспомнить, что если мы злимся на человека, то наша неприязнь адресована Богу, Который попускает нам терпеть скорбь от этого человека. Иногда подобный опыт бывает нам необходим. Неслучайно святые подвижники называют наших обидчиков лучшими учителями. Ведь когда нас обижают, и мы гневаемся, раздражаемся, расстраиваемся, то видим свою немощь, несовершенство, удаленность от евангельского идеала. Когда человека никто не трогает, ему кажется, что он кроткий, мирный — «почти святой». А стоит только задеть его, сразу просыпаются все страсти, что притаились в душе.

Однажды купец задал в письме вопрос преподобному Макарию Оптинскому, брать ли ему такую-то служанку на работу. Старец ответил положительно. Через некоторое время он получил от этого купца отчаянное письмо: «Батюшка, не могу больше! Это сущий бес в юбке! Я из-за нее гневаюсь поминутно. У меня все клокочет внутри, так она меня доводит. Благословите ее прогнать». А преподобный ответил: «Ни в коем случае. Она показывает тебе все твои страсти, которые сидят внутри тебя и отравляют тебя. Предыдущая служанка тебе этого не показывала, и ты считал себя исправным христианином».

Стремясь к примирению с ближними, не будем забывать и о Боге. Ведь мы нередко предъявляем Ему самые разные претензии, обижаемся на Него, недоумеваем, почему Он поступил так, а не иначе, почему не защитил, не оградил зло от нас, почему допустил скорбям, болезням, разочарованиям случиться в нашей жизни. В последний день перед Великим постом Церковь настраивает нас поразмыслить о наших отношениях с Господом, о том, на каких основаниях мы строим их со своей стороны.

В эти дни Церковь помогает нам обрести подобающий настрой. За вечерней воскресной службой, на которой совершается чин прощения, звучат стихиры о покаянии и великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…». На следующий день мы начинаем читать Великий покаянный канон Андрея Критского. Это огромное произведение, которое целиком посвящено покаянию. Там человек всматривается в себя, и перед его мысленным взором проходят вереницы людей, одни из которых справились со своими страстями и преодолели их, других же страсти потопили в пучине греха, сделали своими рабами. Каждый читаемый тропарь канона сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Через образы этого канона человек говорит со своей душой в присутствии Бога, перед Богом, сознавая, что Господь это видит.

Итак, в этот день мы просим друг у друга прощения, чтобы не брать бесполезный груз обид в долгую дорогу Великого поста. Главное, чтобы с нашей стороны прощение было не формальным, а глубоким и искренним. Важнее всего помириться именно с тем человеком, с которым реально конфликтовал, враждовал, против которого ожесточился. Наконец, мы не должны требовать от других, чтобы они нас простили, это дело их совести. Мы лишь испрашиваем у них прощения за свои неправды, как минимум — за то, что оскорбились. И уже после этого с легким сердцем можно вступить в весну духовную, радостно войти на путь «поста, приятного Богу», ведущий к общей радости – дню Светлого Христова Воскресения.

 

«Вечерняя Москва»

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru