Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Читателю нужна книга, а писателю – отклики

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Читателю нужна книга, а писателю – отклики 27.04.2021

Митрополит Климент: Читателю нужна книга, а писателю – отклики

Любой, кто интересуется популярной психологией, не раз встречал советы авторов многочисленных статей, заметок и т.п.: не обращать внимание на чужое мнение, чужие оценки, на то, каким выглядишь в глазах других людей, что они о тебе думают, как к тебе относятся, как тебя оценивают. Если же обратиться к более серьезным источникам, сразу станет очевидно: человек не может вообще забыть об оценивании его другими, об отношении к нему других людей. Подчеркну: речь идет не о том, что мнение абсолютно любого человека, его оценка личности, качеств, поступков для человека важны.

Безусловно, чье-то мнение о нас действительно может нас не интересовать и никак не задевать, чье-то – мы принимаем к сведению, и в какой-то мере и ориентируемся на него, а чье-то мнение для нас очень важно. Мы радуемся, если эти люди высоко оценивают нашу личность, нашу работу, наши черты характера, поступки. Мы рады отклику таких людей. Если же их оценка нас, нашей работы невысока, то мы расстраиваемся, начинаем переживать.

Резюмируя, скажу, что мнение других людей не может нас не интересовать совсем, не может совсем не влиять на нашу самооценку, на наше поведение. Мы не можем жить и оценивать самих себя так, как будто других людей вовсе нет или их мнение ничего не значит. Мнение других – это зеркало нашей жизни, которое отражает наши поступки, наши слова, наши взгляды.

Почему я об этом говорю? Чтобы провести параллель с тем, что происходит в жизни у человека пишущего: поэта, прозаика, драматурга. Писатель нуждается в отклике других людей, как личность, так и как человек творческий. Он нуждается в отклике на то, что создается им. Писателю нужен отклик читателей.

Возможно, кто-то сейчас вспомнит произведения, написанные «в стол» и долго пребывавшие в неизвестности для читателей. Но это особые ситуации. Было ли написанное в стол абсолютно добровольным и свободным выбором? Или к этому приводили какие-то обстоятельства? Очевидно, что второе. Автор мог создавать рукопись о том, о чем в то время было нельзя свободно говорить и писать. Что не могло быть тогда напечатано и прийти к миллионам читателей. Но тема волновала его. Он не хотел оставлять ее. И работал над ней. Говорил с воображаемыми читателями и очень надеялся, что через какое-то время, созданное им можно будет напечатать.

Если же каких-то особенностей времени, особых обстоятельств или ограничений нет, писатель, поэт создает произведение, рассчитывая, что оно найдет своего читателя, получит большую читательскую аудиторию.

А теперь подумаем, получает ли такой отклик автор, который работает не в развлекательном жанре, который создает произведения настоящие: глубокие, зовущие читателя размышлять, рассуждать, ставящие перед ним вопросы о смысле жизни, заставляющие раз за разом возвращаться к важным проблемам, вечным и острым темам? Такие произведения дают пищу для сердца и ума, пробуждают совесть и раскрывают ценности нашей духовной культуры. Таковы высокие традиции нашей литературы.

Но любой ли издатель готов выпускать такие произведения сегодня? Каждый ли читатель ищет именно такую книгу. Увы, нет. Немало наших современников хотят легкого развлекательного чтения, незамысловатых (нередко примитивных) любовных романов, детективов, которые удовлетворяют страстным желаниям. Есть и те, кто готов приобретать издания с гаданиями, гороскопами, «магическими» советами и т.п., не понимая и не желая понимать, какой вред принесут эти книги его душе.

К сожалению, немало издателей настроены выпускать что угодно: лишь бы быстрее продать и получить прибыль.

В такой не самой лучшей для подлинной литературы обстановке хорошему писателю, не забывающему о высоких христианских критериях, приходится нелегко. Издатель сомневается, найдется ли достаточно покупателей, которые быстро разберут тираж, если он напечатает что-то действительно глубокое, а не развлекательное. Писатель не идет на компромиссы с совестью и отказывается от сомнительных тем и идей на страницах своих произведений. Страдает и читатель: если книга не издана, произведение не вышло, то как читатель узнает о нем? Если же вышла книга, но небольшим тиражом, а рекламы и «раскрутки» в СМИ не было, не каждый читатель в современном книжном океане заметит хорошее, но не «громкое» произведение.

И вот «гремят» чьи-то имена, на самых заметных полках пестрят яркие обложки разрекламированных изданий, кому-то вручаются премии и награды, а достойный, работающий по совести талантливый автор остается малоизвестен читателям, ведь произведения его не на слуху. Но он продолжает писать, не сдает моральные и художественные позиции. Однако и ему нужен отклик: подтверждение, что его произведения нужны читателям, что то, что он создает, не проходит бесследно, что его вклад в родную культуру имеет значение.

И этот отклик дает ему Церковь. Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – такой отклик. Она создана для того, чтобы дать достойным авторам подтверждение: Церковь видит и ценит ваш вклад в нашу родную словесность. Церковь называет имена лауреатов, и это подсказка миллионам читателей: обратите внимание, не пропустите, вот она – хорошая литература наших дней.

Мода меняется. Вкусы общества тоже. Кто сейчас вспомнит самых «модных» авторов разных времен. А вот тех, кто своим творчеством действительно внес вклад в культуру, кто пробуждал в читателе то светлое, что в нем есть, помнят и знают. И их произведения идут из века в век. Среди лауреатов Патриаршей литературной премии есть те, чьи произведения достойны так же остаться в веках.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru