Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент:  Жизнь в виртуальном мире 22.05.2020

Митрополит Климент: Жизнь в виртуальном мире

Самоизоляция, словно через увеличительное стекло, показала проблему наших дней: люди не умеют себя занять. Человек проводит большую часть жизни в виртуальном мире. Когда нужно придумать, как провести свободное время без компьютера, он приходит в растерянность.

Оказалось, что эта проблема актуальна не только для детей и подростков, но и для взрослых людей. Отдохнуть? При этом многие люди представляют, как устраиваются поудобнее на диване, включают любимый фильм или видео популярного блогера. У некоторых отдых ассоциируется с компьютерной игрой или общением в социальных сетях. Люди привыкли использовать виды развлечений, придуманные кем-то, отдыхать, не задействуя при этом творческие способности.

На днях увидел такой вопрос в интернете: человек весь рабочий день проводит за компьютером. Вечером, чтобы отдохнуть, садится за ноутбук или берет в руки телефон. От этого стало сильно портиться зрение. Где найти достойную альтернативу виртуальному отдыху? Человек вынужден просить помощи у окружающих.

Заметим, что с этой проблемой сталкиваются люди разного возраста, образа жизни, профессиональной деятельности. Жизнь сконцентрирована в интернет-пространстве: работа, учеба, общение, отдых и др. Слишком многое человек связывает с компьютерными технологиями, в том числе, мечты и надежды. Он теряет драгоценные часы жизни на выдумку.

Поиграть с близкими в настольные или словесные игры, собрать мозаику, прочесть книгу, украсить дом, вырастить редкий вид цветов, разучить любимую музыку, освоить новый вид рукоделия, написать маслом картину …, — часто встретишь людей, которые так проводят досуг? Чаще человек выбирает из готовых вариантов вид отдыха. Этим он лишает себя впечатлений, которые дарит настоящая жизнь.

Дети привыкают к тому, что близкие люди не отходят от компьютера, и тоже все свободное время проводят в виртуальном пространстве. Что же тогда человек будет вспоминать о детстве, когда вырастет? Вообще, что обычно всплывает в памяти? Что-то неожиданное, незапланированное. Например, «…папа, помнишь, мы плавали с тобой в озере. Наша собака никогда не видела столько воды. Она так разволновалась: жалобно скулила, бегала по берегу, а потом ка-а-ак бросилась в воду и поплыла за тобой — хотела спасать!» Или «а помнишь, мам, как мы готовили желе, а оно так сильно замерзло, что получилось мороженое?» Все самые яркие воспоминания связаны с ситуациями, которые невозможно предугадать. Такие впечатления появляются, когда родители вместе с детьми придумывают, как проведут свободное время.

Сегодня даже активный отдых приобретает отпечаток «заготовленности». Родители не хотят вместе с ребенком придумать, как в этом году провести праздники: может быть, это будет поездка в зоопарк, отдых на природе, а, может быть, сказочный бал? Проще нанять аниматора, который уже продумал программу торжества.

В результате у детей в полной мере не развиваются творческие способности. Ребенок в школе хуже запоминает стихотворения, потому что не связывает слова с образами, не умеет пересказывать содержание сказок, рассказов и других литературных произведений.

Привычка к виртуальным развлечениям приводит к падению читательской активности. Умение придумывать мир, описанный в книге, представлять героев произведения, не развито. Чтение требует от человека осмысления, внутренней работы над собой. Ребенок видит пример родителей, смотрит на окружающих и решает: «Зачем напрягаться? Я же могу воспользоваться готовым», — он садится у экрана ноутбука и в зависимости от настроения смотрит видео. Достаточно одного клика и тебя рассмешат, напугают, удивят. Никаких усилий.

Виртуальные игры, просмотр мультиков, излишняя привычка показывать все наглядно не дает в полной мере развиться фантазии ребенка. За зрителя все уже представили, ему дали готовую картинку, хотя он вполне мог бы сам представить ее в воображении.

Абстрактное мышление не развивается. Человек не может дорасти до уровня воображения, мышления, самоорганизации, который должен быть у взрослого. Он зависает на каком-то промежуточном уровне, и не реализует творческий потенциал, который в него заложен.

Чтение — одна из возможных альтернатив нахождения в виртуальном мире. Оно позволяет человеку быть разносторонним, и, является увлекательным средством времяпрепровождения. Как писал драматург, прозаик и поэт Феликс Лопе де Вега,

Любая книга — умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

Жизнь в виртуале опасна тем, что приучает человека пользоваться всем готовым, следовательно, притупляет творческие способности. Лишает жизнь многоцветия, превращает в рутину.

Увлечение виртуальной реальностью уводит от главной жизненной цели. Драгоценное время, данное Богом для научения добродетелям и обретения вечной жизни, человек растрачивает впустую, подобно блудному сыну, расточившему имение (см. Лк. 15: 11—32). По словам святителя Иоанна Кронштадтского театр, кино и другие подобные развлечения отвлекают от Христа, отнимают время, которое можно было бы уделить чтению Священного Писания, церковной молитве и другим духовным делам. Это наиболее достойный вариант, на что можно уделить свободное время.

Есть много способов организовать досуг, чтобы он принес пользу и послужил на радость близким. Стоит только на время отлучиться от компьютера и применить творческие способности.

 

«Вечерняя Москва»

 

 

 









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru