Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Погоня за мечтой

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Погоня за мечтой 14.01.2020

Митрополит Климент: Погоня за мечтой

Мы вступили в новый год. Каждому человеку хочется, чтобы в этом году его желания исполнились. Однако, не все желания благи, а случаются и крайности.

Есть такая притча. В одном маленьком пруду жил пескарь. Ему казалось тесным его жилище. Пескарь мечтал любой ценой добраться до большого водоема: «Там я привольно заживу! Крупной рыбой стану».

Долго пытался пескарь доплыть до большого водоема, и все никак не получалось. Наконец зацепился он за лапу утки, и с ее помощью добрался до озера. Мечта сбылась, да только стала за пескарем щука охотиться. Теперь целыми днями прятался он в песке и думал только, как бы вновь в родной пруд попасть.

Случается, что заветная мечта человека превращается в навязчивую идею. Желаемое все никак не осуществляется, и, вместо того, чтобы еще раз хорошенько подумать о пользе и вреде такой мечты, человек идет наперекор всему: отказывается принять волю Божию, отвергает мудрые советы родных и уговоры друзей.

Примеры того, как человек следует за сиюминутными мечтами и сам отказывается от настоящего счастья, неоднократно встречаются в произведениях Александра Сергеевича Пушкина, например, в романе «Евгений Онегин». Главный герой сам признается:

«Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

...Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан».

Важно различать усердный труд для достижения результата и эгоистичное, упорное следование свои желаниям. В конце XIX века жил безрукий и безногий крестьянин Григорий Журавлев. Он хотел, чем может, послужить Богу и людям. Для этого инвалид научился писать иконы, держа кисточку зубами. Написанные им образы были даже у царской семьи, а икона святого Льва Римского, до сих пор хранится в музее Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Жизнь этого человека — высокий образец трудолюбия и следования воле Божией.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы, напротив, можем увидеть пример слепого следования страстным желаниям. Офицер Григорий Печорин хочет похитить горянку Бэлу и одним поступком губит ее, разрушает всю ее семью. Все поступки героя — результат бездумного стремления за мимолетными увлечениями, плод самомнения. В итоге ни одно из осуществленных желаний Григория Печорина так и не сделало его счастливым.

Почему же мечта, достигнутая силой, противостоянием всем окружающим, компромиссом с собственной совестью, не приносит радости?

Господь дает каждому человеку свободу выбора, помогает идти путем спасения, дарует все необходимое для того, чтобы каждый из нас обрел вечную жизнь. В то же время Бог уважает свободную волю человека.

Евангелие призывает в первую очередь искать Царства Божия и правды Его, а остальное, по слову Господа, приложится (см. Мф. 6:31—33). Но если человек, подобно капризному ребенку, решает: «Я мечтаю о земном!» — Бог дает ему возможность поступать по его желанию.

В этом случае стремления самого человека далеко отстоят от воли Творца. Наилучший жизненный путь отвергнут, а волшебная мечта? Она оказывается лишь обманчивым призраком. Человек, пусть даже не хочет признавать этого, скорбит душой, потому что удалился от Источника истинного счастья, настоящей радости.

Потому для христианина так важно доверять Богу в любых жизненных обстоятельствах. Господь показал нам пример этого. В Гефсиманском саду Иисус Христос молил Небесного Отца чтобы Чаша страданий миновала (см. Мф. 26:39), но добавлял: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

В житиях святых мы часто находим примеры того, как праведники следуют воле Божией. А они были такие же люди, как и мы. Например, в юности святитель Лука (Войно-Ясенецкий) имел особенный художественный дар. Он мечтал быть живописцем, успешно обучался в Мюнхене, и, как человек глубоко верующий, во всем полагался на Бога. Художником Валентин Феликсович, так звали святителя до рукоположения, не стал. Он пожертвовал своей мечтой ради служения людям: поступил на медицинский факультет. Будучи опытным хирургом, он спас тысячи людей: оперировал во время войны раненых, лечил тяжелобольных, восстанавливал людям зрение.

В личной жизни со святителем произошла похожая ситуация. Валентин Феликсович рассчитывал на счастливую семейную жизнь, но его супруга скончалась от туберкулеза, будучи совсем молодой. Верующий врач последовал воле Божией. В годы гонений он принял монашеский постриг и стал священником. Сегодня святитель Лука — широко почитаемый в России святой. Особенно часто к нему обращаются медицинские работники и люди, страдающие различными заболеваниями.

Даже такой благой поступок, как уход в монастырь, праведные люди не совершали самовольно. В житии преподобного Сергия мы видим, как он, желая всем сердцем стать иноком, покорился воле родителей и не ушел в монастырь до их кончины. В просьбе отца и матери Варфоломей, как его звали до пострига, видел Промысел Божий. В итоге желание его осуществилось. Стремление стать иноком за эти годы еще более усилилось, стало глубже, осмысленнее. Более того, ухаживая за родителями, Варфоломей развил в себе добродетель послушания, которая особенно ценна в монашеской жизни.

Случается, что человек в погоне за мечтой, рассчитывает только на себя. Он стремится к заветной цели, а достигнутое не приносит ему счастья. Наибольшую же радость и пользу для души обретают те, кто следует словам Священного Писания: «Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26:4).

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru