Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Ложь и оправдание 17.09.2019

Митрополит Климент: Ложь и оправдание

В стихотворении «Герой» Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки: «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман…». Давайте подумаем об этих словах поэта, и насколько они применимы к нашей жизни.

Замечаем ли мы, как часто обманываем не только других людей, но и самих себя? Мысль, высказанная поэтом, яснее звучит в Псалтири: «Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду» (см. Пс.51:5).

В наши дни многие люди заглушают в себе стыд, который постоянно напоминает о греховных поступках. Они придумывают оправдания, «возвышающую» ложь и принимают собственный обман за истину.

Стремясь получить новую должность, человек оговорил сослуживца. Вернее, высказал вслух некую «достоверную» информацию, но «рассказал не все». Сложилось впечатление, будто тот допустил ряд серьезных ошибок. Успех достигнут, желаемое место получено, только совесть не дает наслаждаться в полной мере. Она неотступно напоминает, что в основе продвижения по карьере лежал обман. Как говорит преподобный авва Исаия, «кто обращается с братом своим лукаво, тот не избежит печали сердечной». Человек для успокоения убеждает себя, что он умолчал о деталях, которые не играли роли. Новая должность – это результат его профессионализма. Конкурент сам виноват: работать нужно лучше и в нужное время поделиться «информацией».

В книге Притч названо семь «мерзостей» перед Богом. В этом списке есть и «лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит. 6:19). Человеку кажется, что он ушел от последствий обмана, защитил себя ложью (см. Ис. 28:15), но он забыл о Боге, Который не оставит грех безнаказанным (см. Ис. 28:17—18; Прит. 19:5).

К самообману прибегают и, напротив, чтобы смягчить свои неудачи. Человек составил список срочных дел на несколько недель вперед. Время прошло, а из задуманного почти ничего не осуществилось. Нужно быть предельно честным с самим собой. Лень, рассеянность, забывчивость, личная жизнь, завышенные представления о своих возможностях, неумение следить за временем, увлечение фильмами и социальными сетями, — когда откроется настоящая проблема, легче будет выполнить план в следующий раз. Ленивый попросит о контроле близких людей, увлекающийся социальными сетями отключит интернет, рассеянный продублирует список дел и повесит на видном месте и т.д. Это будет результативнее, чем вновь жалеть себя за отсутствие способностей или времени.

По этому поводу преподобный Амвросий Оптинский рассказывал случай с одним купцом. Он любил сетовать на немощь, слабость. Однажды купцу пришлось ехать по Сибири: надел на себя две шубы и, покачиваясь в коляске, заснул. Когда открыл глаза, то увидел в темноте сияние волчьих глаз. Как был купец в двух шубах, так на дерево и залез. Об их тяжести даже не вспомнил.

Нередко и в духовной жизни человек лукавит. Он понимает, что идет на грех, но всячески себя оправдывает, говорит: «Я в депрессии», — и начинает кричать на близких, «Лучше не поститься, чем есть людей», — и с наслаждением отрезает ломоть колбасы в пятницу, «Согрешу, а потом покаюсь», — и сознательно творит беззаконие.

В ответ на это святитель Григорий Богослов напоминает, что Страшного Суда не избежит никто. Тогда всякое лукавство явно обнаружится перед Богом и людьми. Господь поставит грехи перед лицом человека. «Какой вымышленный предлог, какое ложное извинение… обманет судилище?» — вопрошает святитель. Страшен Суд потому, что он справедлив, там не принимается самооправдание. Грех открывается грехом. Самым тяжелым наказанием будет заслуженное отвержение от Бога и непрестанные муки совести.

Часто человек выдает себе «индульгенцию», позволяющую пустить жизнь на самотек, не предпринимать подвига. Ложь лишает правдивой картины мира. Она не может возвысить человека, но способна низринуть его из рая, как это было с Адамом и Евой, оправдывающими свой грех.

Преподобный старец Амвросий Оптинский рассказал один случай. Однажды император Николай I посещал острог. Когда он обходил заключенных, то спрашивал у них, за что те были осуждены. Каждый оправдывался, говоря, что по ошибке, напрасно. Только один арестант со скорбью проговорил: «За мои грехи и острога мало». Немедля император приказал выпустить его на волю.

Если человек за искренность простил преступника, насколько более милостив Господь к грешнику, который признает свою вину и кается. Потому стоит быть честнее перед Богом, окружающими и самим собой.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru