Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Как связаны вера и свобода 22.02.2019

Митрополит Климент: Как связаны вера и свобода

Многие далекие от Христа люди уверены, что вера ограничивает человека и обкрадывает его жизнь, лишая многих удовольствий и возможности на опыте познать, какова она в реальности.

Один молодой мужчина, потерявший свою детскую веру, говорил: «Перестав верить, я стал свободнее, больше не ощущаю внешнее давление, необходимость постоянно делать то, что предписывается. Теперь не надо молиться, соблюдать посты, каждое воскресенье ходить в храм. У меня появилось много свободного времени».

Подобно ему рассуждает тот, кто смысл жизни христианина видит только в соблюдении постов, чтении молитв, посещении богослужений и т.п. Так в притче про двух строителей один говорил, что таскает камни, чтобы заработать денег. Его товарищ, выполнявший ту же самую работу, мыслил иначе: «Я строю храм, и частица моего труда останется в нем навсегда!»

Для православного верующего все христианские обязанности — это временный труд для обретения вечности. Он постится, молится, участвует в таинствах не потому, что должен исполнить «навязанную» ему извне повинность, а потому что имеет внутреннее стремление к единству с вечным Богом, к живому благодатному общению с Ним. Ради этого человек трудится над собой, очищает свое сердце, чтобы оно стало жилищем Святого Духа.

Для того, кто отрицает существование Бога, труды по внутреннему развитию бесперспективны. Еще апостол Павел предупреждал, что, если не искать спасения во Христе, то предпринимать любые подвиги бессмысленно (ср. 1 Кор. 15, 32). Сами по себе, без Христа, пост, молитва и другие аскетические упражнения духовной ценности не имеют. Это средства, которые позволяют человеку приблизиться к Богу и следовать за Ним в вечность.

Нельзя согласиться с атеистами, которые признают нравственную составляющую христианства, считают приемлемыми для себя евангельские нормы жизни, но не верят ни в Бога, ни в вечную жизнь, и не испытывают потребности наследовать спасение во Христе. Для них вера — это рациональный принцип, который облагораживает человека, украшает его жизнь.

Все наши труды по нравственному совершенствованию имеют смысл только при условии, что Бог существует, что Он — не только наш Творец, но и Спаситель, что Он воспринял человеческое естество, жил среди людей, пострадал за наши грехи, воскрес, вознес человеческую природу на Небо к Богу Отцу и послал обновляющего нашу природу Духа Святого. Из этой веры рождается потребность убирать из своей жизни и из своей души все, что мешает общению с Христом, и вводить то, что Ему помогает. Иначе человек уклоняется от Бога, уходит от Него как блудный сын от отца «на страну далече» (Лк. 15, 13). А это опасный духовный выбор.

Французский математик и философ Блез Паскаль рассуждал: «Если я буду жить, веруя в Бога, а Его не окажется, то после смерти я ничего не потеряю. Когда меня не станет, уже некому будет сожалеть о времени, потраченном на молитву и добродетельную жизнь. А если я буду жить так, как будто Бога нет, но окажусь неправ, то на Страшном Суде потеряю несравненно более значимое — блаженство в вечности. Ведь я окажусь неподготовленным жить в Царстве Небесном с Христом и Его святыми».

К тому же, если убрать все ограничения, которые накладываются христианской нравственностью, жизнь людей от этого не станет легче и счастливее. Ведь, если Бога нет, человек будет строить жизнь, исходя из сиюминутных эгоистичных интересов. У каждого в приоритете будут собственное удовольствие и выгода. И никакие справедливые общественные нормы и правила не помогут, что доказано крахом советской системы.

Предоставленные сами себе, общественные нормы поведения становятся весьма изменчивыми. Например, супружеские измены сто лет назад были осуждаемы, а сейчас они оправдываются обществом и массовой культурой. Свободное вступление в сожительство молодого человека и девушки однозначно порицалось еще тридцать, сорок лет назад. Ныне такой вариант отношений нередко поддерживают даже их родители. Если же старшие и против, то не могут объяснить своим детям неправильность их поступка. Ведь, с точки зрения общественного порядка, молодые люди своим союзом никому не вредят.

Последствия ранних или беспорядочных сожительств: такие как неполные семьи, бесплодие, СПИД и другие болезни — не волнуют молодых, пока беда случается с другими. Люди не осознают, какой вред они наносят самим себе, принимая за норму разрушение брака. Девушка, пожив с одним, и другого терпит недолго. Бравируя своей независимостью, она усваивает ментальность эгоцентрика и уже не может создать крепкую семью. Так что в старости ее ждет одиночество.

Чем дальше люди отходят от Христа, тем все более очевидные пороки проникают в общественную и частную жизнь. Уже считается, что если аморальные поступки совершаются по согласию, если при этом человек своими действиями не создает проблем окружающим, то это не предосудительно, ведь сейчас свобода. С духовной точки зрения, это крайне опасно. Ведь безнравственное поведение делает для человека невозможным молитву и богообщение. Он встает на стезю людей, живших перед потопом, о которых Господь сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6, 3).

Ради того, чтобы обрести способность воспринимать благодать Божию, православные трудятся над обузданием своих страстей. Помощниками в этом труде являются молитва дома и в храме, пост, видение своих грехов и покаяние, участие в таинствах, особенно в Евхаристии, чтение духовной литературы, прежде всего Священного Писания, деятельное хранение евангельских заповедей. Все это помогает осуществить призвание человека, цель его земной жизни — стяжание Духа Святого.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru