Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Правило безопасности обучения 02.10.2018

Митрополит Климент: Правило безопасности обучения

Осень вступила в свои права, и ученики уже привычно спешат на уроки. Все мысли родителей, бабушек и дедушек сосредоточены на интеллектуальном и творческом развитии своих детей. Да и сами школьники, хорошо отдохнувшие в долгие летние каникулы, готовы с новыми силами штудировать накопленный человечеством запас научного знания, заниматься музыкой, рисованием, спортом и т.д.

Не только дети отправляются в школу, записываются на подготовительные курсы, в секции и кружки. Молодежь идет в колледжи, институты, университеты. Взрослые стремятся получить второе высшее образование, пройти курсы переподготовки, повышения квалификации, начинают учить иностранный язык или осваивать новый для себя вид творчества.

Можно только приветствовать желание людей пополнять «багаж» знаний, получать профессию и совершенствоваться в ней, расширять кругозор, стараться дать по-настоящему хорошее образование своим чадам, предоставить им как можно больше возможностей для интеллектуального роста, развивать свои и их способности, дарованные Господом. Ведь каждый человек по-своему уникален, и Бог дал ему неповторимые таланты.

Только при получении все новых дипломов и сертификатов жизненно важно не забывать о твердой нравственной опоре и правильном духовном ориентире, которые должны составлять основу всего. Еще святитель Иоанн Златоуст (IV в.) утверждал, что «самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них».

Сегодня родители стараются отдать детей в самые престижные учебные заведения, нанимают им репетиторов, заботятся об их дополнительном образовании и вкладывают в это немалые деньги. Ради чего они хлопочут? Конечно же, все родители хотят детям счастья, которое в представлении современных людей — это успешность, востребованность в профессии, карьерный рост, возможность больше зарабатывать. В этой гонке за успешностью есть риск потерять весьма существенные составляющие человеческого счастья. Ведь не все можно купить за деньги.

В наши дни нередко можно наблюдать следующую картину. Ребенок учится в престижной школе, где записан еще и на факультативы. Помимо школы он посещает курсы и несколько секций вне школы, а также репетиторов по нескольким предметам. В результате все семь дней в неделю у школьника расписаны без остатка. Он или на занятиях, или в пути, или делает уроки. Редкие свободные минуты уходят на общение с друзьями. Уже и не вспомнить, когда спокойно он посидел и побеседовал с родителями, или вместе с ними посетил свою больную бабушку, и когда он был в храме. Для домашней молитвы ему времени тоже не найти, да и не хочется искать. Все разговоры взрослых с ребенком сведены к минимуму и замкнуты на учебу или что еще ребенку надо купить. В семье не осталось других общих интересов, нет совместных дел, задушевных разговоров, искреннего общения.

При такой расстановке приоритетов члены семьи, продолжая жить под одной крышей, все больше отдаляются друг от друга. Велик риск, что родители со временем будут знать о своих детях все меньше и меньше. Они, конечно, смогут рассказать о сыне, что тот учится на четверки, получил по английскому еще один сертификат, на соревнованиях по теннису ничего не выиграл, хотя подавал надежды, что взяли другого репетитора по математике, на курсы подготовки к ЕГ записали. Но они не знают, что у их ребенка в душе, в сердце, в мыслях, не имеют представление, в какой компании или в каких соцсетях он проводит, хоть небольшое, но имеющееся свободное время.

Неприятным сюрпризом для родителей оказываются проявления сердечной черствости и явно аморальное поведение их чада. Они отказываются верить, что это их сын сломал инвентарь в спортивном зале и сделал так, что виновником считают его одноклассника, или силой отобрал что-то у младшего и более слабого и зло посмеялся над ним, или устроил в классе «фокус», после которого пожилую учительницу увезли в больницу с гипертоническим кризом. Они недоумевают, как может их умница дочь обзывать одноклассника инвалида, колко высмеивая его недуг, как вышло, что она не без оснований подозревается в мелкой краже, а целомудрие и все с ним связанное считает пережитком далекого прошлого. Они в смятении, когда чувствуют запах табака от куртки или, еще страшней, когда находят в кармане какой-то порошок, а любимое и всем обеспеченное их чадо смотрит на них мутными глазами.

Почему родители не увидели начала беды, ведь порок не вдруг становится нормой поведения? Как они могли не заметить, что их ребенок коснеет во зле? По мнению святителя Иоанна Златоуста, «развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности к житейскому» их родителей. В погоне за образованием недопустимо забывать про воспитание, прекращать доверительное общение с подростком, отдавать его душу на растерзание страстям.

Проблема в том, что нельзя нанять репетитора по нравственности. Здесь репетиторами являются сами родители. Бог сеет в сердце ребенка семя добра, а чтобы оно проросло, нужен труд родителей. В должном духовном и нравственном развитии ребенку необходима помощь семьи. Даже посещение воскресной школы не даст должного результата, если ребенок не видит в своих родных исполнения тех правил поведения, о которых он там узнает. Важно вовремя напомнить детям и показать своим примером, что заповедь «не укради» актуальна во все времена и никогда не утратит свое значение. Не получится вырастить сострадательного, готового прийти на помощь человека, если с детства в жизни своих родных он не увидит деятельное милосердие и отзывчивость, готовность защитить слабого.

Человек, не знающий или не желающий знать, «что такое хорошо, и что такое плохо», но при этом обладающий обширными научными познаниями, может быть опасен и принести немалый вред. Выдающийся миссионер и педагог новатор святитель Иннокентий (Вениаминов), много сделавший для народного образования, сравнивал грамотность без нравственности с ножом в руках у своенравного и непослушного ребенка. Действительно, история знает примеры бесчеловечных медицинских экспериментов на людях, а от воровства с помощью новейших технологий пострадали множество наших современников.

Многие из нас сталкивались со специалистами, которые пришли в профессию и получили образование не для того, чтобы заниматься любимым делом, приносить пользу и помогать людям, а потому что добивались большого заработка, власти, славы. Они не радеют о благе страны и общества, делая все только для своей выгоды. Вот к чему может привести родительская погоня за внешним успехом. Так опасны знания, если в человеке отсутствует духовный и нравственный стержень.

Особо подчеркну, – я не против образования. Обществу, стране, Церкви нужны разносторонне развитые, образованные люди, квалифицированные специалисты, профессионалы. Стремление к познанию похвально в любом возрасте, и забота об обучении детей необходима. Важно только не упускать из виду этическое целеполагание всех наших усилий. Передать детям вечные духовные и нравственные ценности — задача не менее существенная, чем дать им возможность получить качественные знания и полезные умения.

«Вечерняя Москва»




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru