|
||||
|
22.01.2018
Новелла Матвеева: «Подменили Родину мою…»60 лет назад, 19 января 1958 года, вышла в свет первая публикация стихов Новеллы Матвеевой. Высокая честь открытия нового яркого имени в русской поэзии принадлежит… «Советской Чукотке» — изданию, казалось бы, далекому не только от Москвы, но и от литературной жизни. Публикация Матвеевой в этой газете состоялась благодаря журналисту Канифу Хакимову. Первая публикация помогла Новелле преодолеть робость и переступить порог «Комсомольской правды», где 1 ноября 1959 года появилась целая страница со стихотворениями Новеллы Матвеевой. Она начиналась такими словами от редакции: «Новелле не пришлось много учиться: она долго и тяжело болела. Но она много читала, много слушала, много думала…» И вот эта подборка с тихими стихами книжной девочки открыла уже всей большой стране поэта с совершенно особым, суверенным миром. Сегодня мы публикуем два стихотворения Новеллы Матвеевой. Это первая их публикация. К несчастью, слово «первая» уже не обрадует автора — Новелла Николаевна умерла в сентябре 2016 года. И у меня уже не будет этой радости — взять несколько свежих номеров газеты и привезти их автору в Камергерский переулок. Пройти в арку, повернуть налево, подняться на старом дрожащем лифте (так было в 1990-е) и постучаться в деревянную дверь… Стихи, которые вы сейчас прочитаете, нуждаются в небольшом предисловии. В поэзии Матвеевой, кроме лирической струны, всегда звучала и более резкая струна — полемическая, даже задиристая. Если нежная струна тянулась от мамы Надежды Тимофеевны, талантливой поэтессы, то тягу к отклику на «злобу дня» Матвеева унаследовала от отца Николая Николаевича — революционного оратора в юности, а позднее лектора и краеведа, писавшего в газеты под псевдонимом Бодрый. Но и увлекаясь публицистикой, Матвеева никогда не увлекалась чужими идеями или мыслями. Даже общепризнанные мнения не могли поколебать ее собственного. Вот стихотворение «Серебряный миг», которое вы сейчас прочитаете, может показаться вызывающим: мы ведь со школы привыкли считать Серебряный век чуть ли не самой благодатной эпохой в русской культуре. А Новелла Николаевна видела за блеском серебра мерцание болотных огней и считала Серебряный век нравственно ничтожным. Для нее не было ничего отвратительнее декаданса (а вслед за ним — и постмодернизма). Матвеева считала самым коварным преступлением смешение в литературе добра и зла, высокого и порочного, духовного и соблазнительно плотского. Громкие же имена ее не гипнотизировали. Она равно отвергала и творца «Декамерона», и сочинителя «Лолиты», и какого-нибудь модного Дэна Брауна. И это было не ханжество, а целомудрие, неуступчивость чистого сердца. Главным признаком подлинного величия того или иного гения Матвеева считала лишь одно — милосердие: «Ничто так не рифмуется открыто с величием, как срочная защита отверженных!» Поэтому столь необычен был ряд ее любимцев. В нем рядом Пушкин и Марк Твен, Шекспир и Юрий Никулин, Ростан и Чаплин, Честертон и Леся Украинка, Диккенс и Александр Грин, Брейгель и Сервантес, Моцарт и Джульетта Мазина… Со стихотворением «Высказывание о чистоте народной» все проще. Оно вызвано лукавством эстрадных исполнителей «шансона» и якобы фольклорных песен. Эти господа любят ссылаться на «народные» истоки скабрезных песнопений или на то, что «народу нравится — вот и пою». Публикуется впервые
Высказывание о чистоте народной 1—3 апреля 2016
Серебристый миг Март 2016 Публикация Павла Калугина
Текст: Дмитрий Шеваров *** Новелла Матвеева (1934-2016) – поэтесса, бард, номинант Патриаршей литературной премии 2015 года. |
|